Не пропустите
Сделать стартовой | Добавить в избранное
Присоединяйтесь к нам

Поиск
Поиск поможет быстро найти нужный материал
погода во Владивостоке
Магазин
Товары для детей и их родителей, новости и акции магазина
Заходите в наш Instagram
Автокресло Carmate Saratto Cruise 4S
Автокресло AVIONAUT Glider SOFTY ISOFIX Польша
Автокресло Recaro Monza Nova IS Seatfix Германия
Автокресло Recaro Monza Nova2 Seatfix Германия
Новости, акции
Товары для детей
Детские автокресла
Форум
Темы, которые обсуждают пользователи на форуме
Слушать музыку
Иммунитет укрепляем
Окна
Боюсь варикоза
кровоточат десна
Сильная боль в горле
Расстались перед свадьбой
какие книги вы читаете?
Удаленная работа для мамочек в декрете
Популярный рецепт: торт муравейник
Волнистый попугайчик. Плюсы и минусы.
Приглашаю Мам для общения.
Вход | Регистрация
Смотреть весь форум
Самые активные темы
СЕГОДНЯ
НЕДЕЛЯ
гороскоп

Раннее развитие - не фикция ли это?


Опубликовано - 11-08-2009, 07:00 / Просмотров - 2677
Статья относится к категории(ям) - Здоровье до 3 лет, Развитие до 3 лет
ranrazvit-bigСтатьи принято писать очень серьезно. Но воспитание детей - это счастье и радость, и нелепо о счастливых минутах писать с серьезно сжатыми челюстями.

Тем более, что я от этих волшебных букв "РР" материально не завишу и поэтому могу себе позволить роскошь быть объективным. Мои книги по раннему развитию на уровне страны не слишком востребованы, и в наших широтах заработать ими на жизнь пока невозможно. Я пишу об этом, чтобы одной придирчивой читательнице была понятнее моя точка зрения.

Но я вообще думаю, что любую статью нужно писать откровенно и честно. И сам бы многое дал, за то, чтобы прочитать откровенные статьи ведущих педагогов планеты! Но обычно, кроме лакированных статей о невероятных успехах той или иной системы, ни от кого ничего не дождаться. Правда я слышал, что доктор Спок признал все свои идеи, которыми десятилетия жила Америка, ошибочными (а ведь для родителей он был главным и непререкаемым авторитетом). Но все-таки чаще всего все статьи американских педагогов напоминают мне рекламу телемагазина, где продаются тренажеры, на которых от целлюлита и лишнего веса можно избавиться на всю жизнь за три дня. Так не является ли и "раннее развитие" тоже всего лишь хорошо раскрученным брендом?

Я стараюсь рассматривать проблему не с позиции наблюдателя, а изнутри, как родитель, вооруженный той или иной теорией, которая в этот момент считается прогрессивной или находится "на слуху". И для ответа на этот вопрос я, наверное, идеально подхожу, потому что у меня много детей и куча внуков, такое количество, что его нужно уже скрывать, или мечтать, что меня сфотографируют на фоне гор в папахе с пятью рядами моих потомков как почтенного аксакала.

Между моим самым старшим и самым младшим ребенком лежит пропасть в целых тридцать лет, но настоящее Своевременное Развитие я открыл для себя и моих младших детей только 12,5 лет назад. При этом я всегда с удовольствием занимался со всеми своими детьми, придумывал свои личные домашние системы. И сейчас я могу сравнивать нацеленное РР, когда работаешь с ребенком, понимая, что нужно торопиться, а на другой чашке весов просто активная жизнь с маленькими детьми, когда им посвящаешь много времени, но "пятки не горят". То есть, ты не ждешь, что в 3 года, а потом в 7,5 лет происходит момент выключения и эффективность восприятия уменьшится в десятки раз. И эта позиция, с которой я могу сравнивать, позволяет мне сказать, что главные идеи Гленна Домана как они потрясли меня 12, 5 лет назад, так все эти годы (каждый день и каждый час) не дали мне усомниться в правоте этих положений. Я их постараюсь перечислить, но сначала делюсь своим главным выводом: ни с каким ранним развитием я лично не сталкивался. И термин это не только ошибочный, но еще и вредный, потому что он позволяет большинству родителей ничем не заниматься с детьми, или большинству отцов не уделять никакого внимания детям до года (якобы, это "женское царство"). А есть или своевременное развитие, или позднее развитие, когда интересами ребенка пренебрегают. И вот это своевременное развитие, которое мы привыкли называть РР - это и есть единственное полноценное развитие, которым должны заниматься папы и мамы. А если папы не занимаются, то не очень понятно, зачем они тогда участвовали в таком нелегком и ответственном деле, как производство на белый свет ребенка. То есть, вернее, понятно, почему они участвовали, но непонятно, почему это до свадьбы было непонятно их будущим избранницам, (которые теперь хотят раннего развития, которое на самом деле не является ранним).

А теперь главные положения РР, которые, видимо, относятся к незыблемым законам природы:

  1. После семи - семи с половиной лет продуктивность любого обучения падает в десятки раз.
  2. Ребенок с рождения должен активно двигаться.
  3. Мозг ребенка, если его своевременно не нагружать, в первые же годы жизни быстро теряет свой потенциал.

Думаю, что все остальное относится только к частностям, только к разным тропинкам, по которым можно забираться на единственную вершину. Но главный водораздел лежит именно между "заниматься" или "не заниматься". Дело почти всегда не в конкретной методике. Хоть есть прямые пути достижения цели, а есть явно объездные дороги, но добраться до нужного места можно и по ним. А частности зависят от времени: наверное, в дикарских племенах, которые описывает Даниэль Дефо, ранним развитием считалось что-то для нас совершенно неприемлемое. Но и за тридцать, а тем более за сто лет методики развития детей тоже должны преображаться. Я хочу сказать, что системы, по которым развивают детей, - это дело уже совершенно вторичное. И тут сразу снова всплывает имя Домана, который является ключевой фигурой, и того, почему начинают заниматься РР, и того, почему эти занятия почти все родители разочарованно бросают.

Большинству европейских родителей восторженный тон Домана, его американская нацеленность на невероятный успех, на воспитание нобелевских лауреатов и гениев, обычно не очень подходят. Жить, посвящая себя только развитию ребенка, можно только в условиях заокеанского безоблачного изобилия, европейской женщине это сложно. Но у меня не вызывает сомнения, что Доман в главных вопросах прав: и начинать ползать необходимо уже в родзале, и учиться читать можно с того же момента, когда ты учишься разговаривать, и физическое развитие, несомненно, влияет на развитие умственное и так далее. Но все, о чем пишет Доман, можно делать между делом, легче, спокойнее, и при этом не менее эффективно.

Мне кажется, что Доман, несмотря на то, что ему скоро исполнится 100 лет, сохранил детские американские иллюзии. Он считает, что родители могут чего-то не понимать, и до них можно достучаться и заставить их правильно обращаться с детьми. Я же, напротив уверен, что воспитание детей относится к сакральным вещам, которые не объяснить - это мой грустный жизненный вывод! Вот так все мужчины считают, что они очень большие специалисты в вопросах секса, а все женщины уверены, что они сами знают, как нужно обращаться с их ребенком! И то и другое обычно оказывается некоторой иллюзией, но в этом никого не убедить, а экспорт революции невозможен. Доман же использует именно метод убеждения. Но я думаю, что нельзя объяснить даже своей собственной взрослой дочери или взрослому сыну, что их ребенок должен читать или ползать. К сожалению, не объяснить этого и мужу, поэтому лучше вопросы общих семейных знаменателей выяснять заранее. Потому что при явной нацеленности одного из родителей на развитие ребенка и явном противодействии его "половинки" на дороге ваших отношений зарыта мина замедленного действия, и рано или поздно она, увы, взорвется. Среди возражений против нацеленного развития ребенка обычно звучат призывы "не лишать ребенка детства", результатом этого сегодня является "картина маслом": сидят целые городские классы, которые ничего не знают и ничего не умеют. Надеяться на то, что в деревенских школах ситуация лучше, тоже сложно, потому что природа и деревенский труд не могут перевесить нищеты, отсутствия культуры, книг и знакомых бед, присущих нашей краснознаменной деревне. Призыв "дать ребенку свободу" - заканчивается только постоянным телевизором и компьютерными "стрелялками". А уверенность в том, что "никогда не поздно", является ложной, и когда родители спохватываются и пытаются что-то изменить, то оказывается, что "поезд" в основном ушел, и в 3-4-5-6 классе заставлять заниматься приходится силой, глубоких знаний это не дает, а интерес к учебе отбивает пожизненно.

Чего мы, собственно, добиваемся, развивая своего ребенка? Вот это уже очень личная территория, которая, видимо, и определяет сакральность темы. Что касается меня, то я хотел бы, чтобы моим детям было интересно жить, чтобы они были здоровы и счастливы. Я хочу, чтобы они сохраняли возможность заниматься в жизни тем, что их сможет заинтересовать, в том числе и творческими вещами (музыкой, поэзией, движением), чтобы они предпочитали любительский спорт, а не просмотр спортивных передач, чтобы они хорошо ориентировались в мире, в котором им выпало жить. Задачи вырастить гения, миллиардера, олимпийского чемпиона или президента Киргизии я перед собой никогда не ставил. И просто полноценное физическое здоровье стоит в моих задачах на одном из первых мест.

Тут я должен вам напомнить, что главной придиркой к системе Никитиных, о которой я читал десятки раз, начиная с шестидесятых годов прошлого века, было не то, что никитинские дети бегали по снегу босиком, а вот "почему!?" писали бодрые журналисты, дети после этих пробежек не стали поголовно член-коррами или гениями. И тут я со всей ответственностью должен сказать, что успехи в академических науках и бег босиком по снегу не очень связаны. А здоровых хороших людей Никитины именно и получили. И я добиваюсь того же.

Главный результат, который я ощущаю, видя многих детей РР, заключается для меня в том, что это очень интересные самобытные люди. Ощущаешь и их богатство, и человеческую красоту, и полноценность. И все дети, которыми много занимались в первые годы жизни, во всяком случае, те 200 детей, которых я видел, существенно отличаются от поколения своей доброжелательностью и просто добротой. Об этом же пишет Доман. Почему это происходит, я не знаю. У каждого из этих детей при желании, скорее всего, можно было бы развить выдающиеся способности. Но только если специально ставить такую задачу, а обычно европейские родители ее не ставят. Меня лично привлекает только гармоничность личности, что я и вижу главной целью своевременного развития ребенка. Но РР не решает всех проблем на свете, и это не волшебная палочка, и я часто не готов ответить на вопрос, "почему же он не гений, хоть заговорил в год, а в год и месяц прочитал первое слово", или почему девочка начала ползать в месяц или еще в родильном доме, а чемпионкой Европы по гимнастике не стала, почему наступает 12 лет, и у мальчика начинает портиться характер, или почему один мальчик стесняется девочек, а другой все-таки мало читает и ему хочется играть в идиотские игры на "компе". Может быть, потому что существуют проблемы века, проблемы родителей, проблемы полового созревания, проблемы спортивной психологии. Но даже эти проблемы у ребенка, который уверен в себе, умен, подвижен, решаются значительно легче.

А как строится база этой легкости? Привожу пример. Я очень плохо разбираюсь в музыке, увы, гордиться тут нечем. Но минимальной сообразительности достаточно, чтобы понимать, скажем, в чем секрет музыкальной продвинутости маленьких скрипачей. Которые "вынуждены" в 4-5 лет работать и левой и правой рукой, и в отличие от рояля, звук зависит не от инструмента, а от твоей личной моторики! То есть, точность моторики контролируется слухом, работают две руки, и перекрестно заняты оба полушария, а в результате - невероятный эффект, который остается с тобой пожизненно. Вот и все про раннее развитие, нечего к пяти этим строчкам добавить нельзя. Только примеры могут быть разными - не скрипка, а футбольный мяч, или шахматные фигурки. Видимо, лучше скрипка, чем футбольный мяч, но, во-первых, у кого что получилось, а, во-вторых, девиз "я не буду заставлять своего ребенка" чаще всего не работает. Хоть, конечно, лучше всего учить всему в игре, и поменьше заставлять. Но девиз "не хочу заставлять или делать через плач" реально приводит к тому, что идешь на поводу у ребенка и не делаешь вообще ничего. Среди маленьких скрипачей в первые годы занимается добровольно и с настоящим желанием ровно 1%.Это все-таки монотонная работа. И катание на льду фигуриста - это тоже монотонная работа. Да и просмотр карточек со словами - это тоже монотонная работа, хотя и очень короткая. Не получается превращать занятия в сплошную игру. Но если совсем не заставлять совершать эту короткую работу, то мы обречены на жизнь в мире без скрипачей и без фигуристов. И без читателей.

Автор - Михаил Федотов


Похожие статьи
Методики раннего развития детей
Раннее развитие — это нормальное развити...
Родители и дети. Вопросы, от которых не ...
Дети, родители и современная школа
Как научить ребенка делать выбор
Комментарии

 

 

 

 

 

 

Место для
рекламы (B)

Новые статьи

Опасны ли социальные сети для ребенка?

Опасны ли социальные сети для ребенка?
Современные дети на «ты» с Интернетом и социальными сетями — Вконтакте, Инстаграм и другие сервисы часто являются темой для повседневного общения школьников

Низкая самооценка. Что делать?

Низкая самооценка. Что делать?
Психологи различают несколько основных видов самооценки у человека — низкую, среднюю и высокую. Если два последние типа редко доставляют человеку неудобства, то с низкой самооценкой все обстоит иначе. 

Достопримечательности Грузии

Достопримечательности Грузии
Каждый год Грузию посещает большое количество туристов. В этой стране каждый может найти что-то для себя, будь то горы или море, шашлык или вино.

«Ручная работа». Корзина из ивовой лозы. ВИДЕО

«Ручная работа». Корзина из ивовой лозы. ВИДЕО
Если вы давно хотели, но не знали, как сплести соломенную корзинку своими руками, смотрите это обучающее видео!

Что такое детокс?

Что такое детокс?
Этот иностранный термин дошел до нас нет так давно. Мы расскажем, что это значит и зачем он нужен нашему организму.
Портал Владдети.ру
© 2011-2012 Портал Владдети.ру - удобная и динамически развивающаяся площадка, объединяющая родителей города Владивостока и всего Приморского края. Здесь можно узнать массу интересной и полезной информации, а так же высказать свое мнение и поделиться интересным материалом с другими посетителями. При использовании материалов с Портала Владдети.ру ссылка на vladdeti.ru обязательна.
Главная | Подробнее о портале | Детские автокресла
| Форум Владдети.ру
Живи с Порталом Владдети.ру
Здесь вы найдете все возможные способы поддержки и развития интересного и замечательного Портала Владдети.ру. Присоединяйтесь к нам и вместе мы сможем сделать Портал Владдети.ру еще лучше.
Предложить актуальную статью
Опубликовать свою статью
Задать вопрос редакции
Размещение рекламы
Реклама