|
|
Поиск |
|
|
|
Поиск поможет быстро найти нужный материал
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как развивается малыш? От рождения до двух лет
Опубликовано - 16-07-2012, 12:21 / Просмотров - 2434 Статья относится к категории(ям) - Развитие до 3 лет, Актуальные публикации
|
|
Вы прочитали, что некоторые дети начинают переворачиваться в 5 месяцев, а ваш шестимесячный карапуз все еще изображает неповоротливого лежебоку? У соседей 11-месячный ребенок уже вовсю ходит, а вашему исполнился год и месяц, но интереса к прямохождению не появилось? Словом, вы беспокоитесь, что ребенок развивается не так, как положено в его возрасте?
Не стоит всерьез сравнивать развитие своего малыша с другими детьми или дословно сопоставлять его характеристики со строгими таблицами. Важно понимать, что дети развиваются в своем собственном темпе, и единственное, на что действительно стоит обращать внимание, это на индивидуальный прогресс – то есть то, насколько продвинулся ваш малыш по сравнению с предыдущим месяцем или неделей.
Это нужно знать!!!
Важно понимать, что развитие делится на несколько категорий:
Социальное развитие: как малыш воспринимает лица и голоса, учится улыбаться, издавать звуки и налаживать общение.
Речевое развитие: оттачивание звуков и развитие пассивного словарного запаса (активный словарный запас появится позже; в раннем возрасте, особенно до года, гораздо важнее, насколько хорошо ребенок понимает речь родителей).
Развитие крупной моторики: как малыш учится держать голову, сидеть, подтягиваться, переворачиваться, ходить.
Развитие мелкой моторики: как ребенок хватает различные предметы, насколько ловко управляется с игрушками и т.п.
Развитие: месяц за месяцем
В нашем обзоре каждый этап развития отнесен к определенному месяцу жизни, в котором малыш уже может его достичь. Помните, что дети развиваются с разной скоростью, и если ваш ребенок еще не успел освоить некоторые навыки, это не означает, что с ним что-то не так. Возможно, малыш нагонит своих сверстников позже – через месяц, два или даже три. Если вас все же беспокоит сильный отрыв от «образцово-показательных» данных, проконсультируйтесь с врачом. Задержка в развитии, возможно, указывает на проблемы со здоровьем, но скорее всего вы убедитесь, что у ребенка все в порядке и надо просто подождать. Недоношенные дети очень часто развиваются медленнее своих ровесников. Для них запаздывание на месяц, два или больше – скорее норма.
Первый месяц:
- Лежит свернувшись, как в матке, ручки и ножки согнуты, кулачки сжаты
- Мышцы иногда подергиваются
- Может слегка поднимать голову
- Следит взглядом за предметом в радиусе 45 градусов
- Различает черно-белые изображения
- Демонстрирует вызывающее привязанность поведение: плачет, прижимается, гулит
- Отличает голоса родителей от других голосов (успокаивается, когда слышит ваш голос)
- Появляются требовательные крики (грудные звуки, напоминающие ворчание)
- Проявляет внимание, когда вы с ним разговариваете
- Улыбается во сне
Второй месяц:
- Устанавливает зрительный контакт с родителями: удерживает взгляд, изучает лицо
- Ручки и ножки расслабляются, частично распрямляются и отодвигаются от туловища
- Лежа на животе, поднимает голову почти на 45 градусов
- Голова покачивается, когда вы поддерживаете малыша в сидячем положении
- Мышечные судороги проходят
- Выражает эмоции, перенимает ваше настроение, отдаленно копирует мимику
- Улыбается в ответ на вашу улыбку, нежные слова и т.п.
- Размахивает руками, может непродолжительное время держать погремушку
- Следит взглядом за раскачивающимися предметами
- Ищет глазами источники звуков
- Гулит, издает пронзительные крики, горловые смешки
- Успокаивает себя сосанием большого пальца
- Протестует, если его потребности не удовлетворяют
Третий месяц:
- Играет своими ручками, сосет пальцы и кулачки
- Полностью отводит ручки и ножки от туловища
- Ненадолго переносит вес на ноги, пока вы держите его в положении стоя
- Может некоторое время держать голову прямо, когда сидит, переворачивается со спины на бок
- Пытается ударять по предметам
- Держит погремушку дольше, трясет ею
- Хватает окружающих за одежду и волосы
- Следит взглядом за предметами в радиусе 180 градусов
- Услышав звук, оборачивается и смотрит в сторону источника
- Тянет гласные звуки: «ааа», «ооо», «иии»
- Разные потребности начинает выражать разными криками (вы можете по характеру крика определить, что беспокоит малыша: голод, мокрый подгузник и т.д.); издает более громкие крики
- «Отвечает», когда к нему обращаются
- Узнает лица, голоса и предметы
- Улыбается, когда видит знакомых людей – бабушек, дедушек, братьев и сестер
- Начинает смеяться
- Знакомится с причинно-следственными отношениями: ударю по карусели – она вертится!
Четвертый месяц:
- Точно следит за перемещением предмета: лучше оценивает расстояние, пристально вглядывается
- Стоит с поддержкой
- Сидит, опираясь на руки
- Лежа на животе, может поднимать голову и плечи на 90 градусов; поворачивает голову на 180 градусов
- Опирается на локти
- Переворачивается с живота на бок
- Тянется двумя руками, притягивает к себе висящую перед ним игрушку
- Изучает одежду, похлопывает маму по груди
- Хватает предметы обеими руками
- Меняет форму рта, чтобы менять звуки: «а-оо»
- Пускает пузыри, плюется
- Демонстрирует коммуникативные жесты (например, хлопает руками, чтобы сказать «возьми меня на ручки»)
- Понимает, что вещи и живые существа имеют названия (например, «кошка»)
Пятый месяц:
- Начинают резаться зубы
- Берет предметы точным движением руки
- Сидит, опершись, на полу и с подушкой в высоком детском стульчике
- Стоит, держась руками за опору
- Переворачивается с живота на спину
- Лежа на спине, подтягивает стопы ко рту, может играть с пальцами ног
- Качается на животе (как «лодочка»)
- Извиваясь, перемешается по полу на полметра
- Перекладывает игрушки из руки в руку и в рот
- Следит за падающими предметами
- Произносит «Агу!» или схожие комбинации гласных и согласных звуков
- Улыбается своему отражению в зеркале
- Пытается имитировать звуки, интонации и жесты; следит за движениями губ
- Может проявлять интерес к твердой пище
- Начинает исследовать части тела
- Во время игр на лице начинает появляться сосредоточенное выражение
- Отталкивает рукой вашу руку, когда вы даете что-то невкусное
Шестой месяц:
- Некоторое время может сидеть самостоятельно
- Начинает жевать и кусать
- Лежа на спине, поднимает грудь и часть живота, перенося вес на руки
- Стоит некоторое время, прислонившись к мебели
- Переворачивается в обе стороны
- Указывает на игрушки
- Загребает к себе предметы всей ладонью
- Держит бутылочку
- Произносит более длинный ряд разнообразных звуков
- Экспериментирует с громкостью и высотой звуков
- Выражает настроение звуками и языком тела: громко кричит, смеется животом, хлопает руками, кряхтит, ворчит, опускает глаза
- Лучше копирует мимику окружающих
- Дольше изучает игрушки и думает, что еще с ними можно сделать
6-9 месяцев:
- Сидит прямо без поддержки
- Наклоняется вперед за игрушкой
- Ползает на руках и коленях
- Подтягивается в стоячее положение; стоит, опершись на мебель
- Берет мелкие предметы большим и указательным пальцами
- Хватает игрушки на лету; роняет их, чтобы посмотреть, как они падают
- Пьет из чашки, кормит сам себя
- Отзывается на свое имя
- Лепечет хаотичные сочетания согласных и гласных (а, да, ле, ма, хи)
- «Разговаривает», когда другие разговаривают
- Появляются вкусовые предпочтения
- Управляет окружающими: приглашает жестами к игре, тянется, просясь на ручки
- Вкладывает мелкие емкости в большие, знакомится с понятиями «засунуть» и «высунуть»
- Боится незнакомых людей
9-12 месяцев:
- Переползает через препятствия
- Переходит из четверенек в положение сидя
- Заползает на низкие диваны, кресла; спускаться не умеет
- Ходит вокруг мебели; ходит с поддержкой
- Делает первые неуверенные шаги, широко расставив ноги; часто падает
- Показывает предметы указательным пальцем
- Меняет форму кисти в соответствии с формой предмета, который собирается взять
- Ставит кубики один на другой
- Начинает проявляться доминантная рука
- Понимает слово «нельзя»
- Произносит слова из двух слогов (ма-ма, па-па, да-да), правильно ассоциирует слова с людьми
- Имитирует звуки – кашель, щелканье языком
- Понимает жесты (например, машет рукой на прощанье)
- Ищет игрушки там, где в последний раз их видел
- Слова ассоциируются с действиями (вы говорите «пойдем…», и малыш смотрит на дверь)
- Успокаивается, когда слышит ваш голос из другой комнаты: «Мама идет!»
- Играет с емкостями: наполняет, выливает
- Демонстрирует боязнь разлуки: нервничает, когда вы уходите из поля зрения
12-15 месяцев:
- Ходит самостоятельно, испытывает различные способы ходьбы
- Заползает вверх на диваны и кресла, спускается спиной вперед
- Поднимается на ноги без опоры; садится на корточки
- Учится использовать столовые приборы, зубную щетку, расческу, телефон
- Открывает шкафы, достает их содержимое
- Играет с цилиндрами разного размера
- Бросает мяч
- Самостоятельно ест
- Произносит 4-6 слов
- Произносит части слов
- Говорит «нет»
- Узнает имена и указывает на знакомых людей; ассоциирует знакомые предметы со словами
- Понимает и выполняет одношаговые просьбы («Кинь маме мячик»)
- Начинает понимать связь между предметами: подбирает подходящие крышки к кастрюлькам, строит из кубиков
- Появляется задумчивое выражение лица
15-18 месяцев:
- Понимает простую речь
- Ходит кругами, ходит назад, делает повороты; щеголяет своими умениями
- Останавливается и нагибается, чтобы поднять игрушку
- Поднимается вверх по лестнице, держась за вашу руку
- Катается, отталкиваясь ногами от пола, на четырехколесных игрушках
- Бросает мяч от плеча
- Пытается бить ногой по мячу
- Самостоятельно садится на стульчик
- Рисует хаотичные линии и полукруги
- Вытаскивает ящики
- Говорит 10-20 слов; полностью произносит слова
- Соединяет два коротких слова («пока-пока», «нет-нет»)
- Составляет первые предложения («пойдем гулять»)
- Реагирует на вербальные просьбы, не сопровождающиеся жестами
- Повторяет за взрослыми
- Понимает значение слов «вверх», «вниз», «снимем», «горячо», «другой»
- Использует слова для выражения голода («ням-ням»)
- Сортирует фигуры, кольца разного размера
- Находит знакомые предметы в книжках с картинками («Найди машину!»)
- Вставляет круглую деталь в круглое отверстие
- Частично проходит боязнь разлуки (появляется способность сохранять мысленные образы людей, теряя их из поля зрения)
18-24 месяца:
- Бегает, пытается убежать от взрослого
- Смотрит под ноги, чтобы обходить препятствия
- Прыгает на месте и спрыгивает со ступеньки
- Крутит педали у трехколесного велосипеда
- Уверенно бьет ногой по мячу
- Поднимается по лестнице без поддержки, ставя обе ноги на каждую ступеньку; для спуска требуется помощь
- Открывает двери
- Разворачивает упаковки
- Моет руки, снимает одежду
- Строит башни из 6 кубиков
- Складывает бумагу; справляется с простыми паззлами
- Бросает мяч через голову
- Усаживается за стол
- Разборчиво произносит 20-50 слов
- Пытается произносить слова, состоящие из нескольких слогов
- Отвечает на вопрос «Что говорит собачка?»
- Составляет предложения из трех слов («Хочу еще гулять»)
- Хотя говорит мало, понимает все
- Пытается произносить «трудные» слова («антилопа», «вертолет»)
- Может назвать свое имя и фамилию
- Мурлычет и поет себе под нос
- Ноет, устраивает истерики, кусается, громко визжит (да, в этом возрасте это нормальное поведение)
- «Помогает» по дому
- Думает, прежде чем взяться за выполнение задачи
- Начинает демонстрировать упрямство – например, в еде
- Понимает и запоминает двухэтапные просьбы («сходи на кухню и принеси папе булочку»)
- «Читает» книжки с картинками
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Новые статьи |
Опасны ли социальные сети для ребенка? |
|
|
Современные дети на «ты» с Интернетом и социальными сетями — Вконтакте, Инстаграм и другие сервисы часто являются темой для повседневного общения школьников |
| Низкая самооценка. Что делать? |
|
|
Психологи различают несколько основных видов самооценки у человека — низкую, среднюю и высокую. Если два последние типа редко доставляют человеку неудобства, то с низкой самооценкой все обстоит иначе. |
| Достопримечательности Грузии |
|
|
Каждый год Грузию посещает большое количество туристов. В этой стране каждый может найти что-то для себя, будь то горы или море, шашлык или вино. |
| «Ручная работа». Корзина из ивовой лозы. ВИДЕО |
|
|
Если вы давно хотели, но не знали, как сплести соломенную корзинку своими руками, смотрите это обучающее видео! |
| Что такое детокс? |
|
|
Этот иностранный термин дошел до нас нет так давно. Мы расскажем, что это значит и зачем он нужен нашему организму. |
|
|