Когда родитель и ребенок впервые видят друг друга, между ними сразу же возникает чувство привязанности. Если родители установили контакт с малышом в момент его рождения, то в дальнейшем между ними развиваются глубокие взаимоотношения. Разумеется, это старая истина, и матери, и акушерки давно это знают. Многие дети при рождении проходят через так называемый «родовой стресс». Если ребенку требуется слишком много времени, чтобы появиться на свет, то он может родиться слабым или бездыханным. По этой теории у всех этих детей не было стремления покинуть материнское лоно. Акушерки предлагают приветствовать малыша при его рождении теплыми словами. Мы знаем, что дитя в утробе может слышать и что наши голоса и эмоциональная обстановка воздействуют на него.
Неразрывную связь матери и ребенка можно считать чудом природы. Многие матери, к примеру, пробуждаются среди ночи оттого, что из соска капает молоко, и это происходит буквально за минуту до того, как ребенок просыпается от голода и начинает искать грудь. Обычная медицинская система родовспоможения «заглушает» сигналы самого организма (биологическую связь). В нашей власти ограничить это вмешательство и точнее настраивать свои внутренние «приемники». Мы должны доверять своим чувствам, и верить, что ребенок здоров и что в нашем организме есть силы, готовые всегда прийти ему на помощь.
Малыши полностью зависят от нас, физически и эмоционально. На них влияет наше настроение и здоровье. Дети, которых кормят грудью, зависят еще и от пищи, которую ест мать. Некоторые антропологи считают первые месяцы после рождения продолжением утробного развития. По существу, ребенок должен быть по возможности ближе к матери до тех пор, пока не закончится период этого внешнего «дозревания», а это происходит, когда ребенок начинает ползать!
Спите рядом с ребенком, носите его на руках и чаще кормите грудью, он в этом нуждается.
Начиная с 1930-х годов в родильных домах детей сразу после рождения разлучают с матерями, невзирая на желание женщин видеть, трогать, согревать и нянчить своих малышей. Ребенка быстренько забирают, помещают под лампы искусственного света, чтобы он не замерз, и начинают разглядывать, ощупывать, обследовать и «стабилизировать». Поскольку большинство новорожденных абсолютно нормальны и здоровы, это совершенно ненужная и пагубная практика, которая не только мешает установлению контакта между матерью и ребенком, но и подрывает уверенность родителей в том, что они по своей природе в состоянии дать детям все необходимое. Недостаток такой уверенности — один из главных барьеров в развитии здоровых взаимоотношений между родителями и детьми.
Женщины, недовольные существующим порядком, поняли важность контакта с ребенком после рождения и стали требовать большей свободы. За последние 20 лет в больницах изменилась организация работы в родильных отделениях. Врачи, изучавшие негативные последствия разделения новорожденных с матерями, активно пропагандируют идею «контакта при рождении». Нужно рожать детей в обстановке, которая укрепляет нашу веру в совершенство человеческой физиологии и природы. Плод — это любовь, воплощенная в жизнь с помощью семени инстинкта. Наш мудрый выбор — это уже любовь к детям, которая бережет их от чужого вмешательства.
На чисто физическом уровне контакт между матерью и ребенком при рождении имеет биологическое значение. Вид и запах новорожденного, его прикосновения к груди стимулируют выработку мощных гормонов, которые заставляют матку сокращаться. Это вызывает сжатие маточных кровеносных сосудов и предотвращает кровотечение. (В родильных домах забирают у матери ребенка и делают ей инъекции синтетических препаратов, имитируя природный физиологический процесс.) Кроме того, чувственное общение ведет к развитию понимания между ребенком и мамой. У животных знание запаха матери — инстинкт выживания особи. У человека это давно не так, но все же это первичное знание может быть важным фактором развития мозга, и отсутствие этих стимулов может привести к непоправимым физиологическим и ментальным утратам.
В течение первого года жизни детям необходима близость матери, подобная той, что они испытывали в утробе. Такие дети быстрее развиваются и лучше ориентируются в обстановке по сравнению с теми малышами, которые были лишены постоянного материнского присутствия.