Не пропустите
Сделать стартовой | Добавить в избранное
Присоединяйтесь к нам

Поиск
Поиск поможет быстро найти нужный материал
погода во Владивостоке
Магазин
Товары для детей и их родителей, новости и акции магазина
Заходите в наш Instagram
Автокресло Carmate Saratto Cruise 4S
Автокресло AVIONAUT Glider SOFTY ISOFIX Польша
Автокресло Recaro Monza Nova IS Seatfix Германия
Автокресло Recaro Monza Nova2 Seatfix Германия
Новости, акции
Товары для детей
Детские автокресла
Форум
Темы, которые обсуждают пользователи на форуме
На какие спортивные мероприятия вы ходите у себя в городе?
Удаленная работа для мамочек в декрете
Слушать музыку
Иммунитет укрепляем
Окна
Боюсь варикоза
кровоточат десна
Сильная боль в горле
Расстались перед свадьбой
какие книги вы читаете?
Популярный рецепт: торт муравейник
Волнистый попугайчик. Плюсы и минусы.
Вход | Регистрация
Смотреть весь форум
Самые активные темы
СЕГОДНЯ
НЕДЕЛЯ
гороскоп

Законы и этапы развития мелкой моторики


Опубликовано - 18-02-2009, 16:41 / Просмотров - 5719
Статья относится к категории(ям) - Все статьиДетям до 3 летРазвитие до 3 лет
mini-motorika-bigОх, нелегкое это дело – выводить разные крючки и палочки. Да что там говорить, даже просто ручку держать правильно – целое искусство. Родители первоклассников, прочитав эти слова, согласно закивают, испустив тяжкий вздох, родители дошколят недоуменно пожмут плечами.

Увы, не все взрослые обращают внимание на то, как их ребенок управляется с карандашом или ручкой. Зажал в кулаке – не беда, главное, что рисует! Все три пальчика щепоткой, упираясь и мешая друг дружке, ухватили ручку у самого кончика стержня – не важно, зато пишет! Вот и малыш привыкает действовать именно так, а не иначе. Год, два, три, иногда дольше.

А в первом классе выясняется, что пишет он очень медленно, рука сильно устает, да и буквы получаются какие-то некрасивые. В результате – плохие отметки в школе, ужасный почерк и устойчивая нелюбовь к письму.

Мелкая моторика рук

Почему одни дети учатся писать играючи, а другие испытывают при этом невероятные трудности? Конечно, однозначно ответить на такой вопрос невозможно. Однако нельзя отрицать прямую связь успехов ребенка в этой области с развитием мелкой моторики рук. Само сочетание слов мелкая моторика, безусловно, извечно каждому современному родителю.

Как и то, что ее надо всячески развивать и что она в свою очередь влияет на становление речи малыша. Но почему-то мало кто задумывается, что процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание и после того, как ребенок заговорил! Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят успехи в обучении.

Нам, взрослым, иногда бывает трудно осознать эту истину. Частенько взрослые, а особенно бабушки и дедушки, говорят - Когда мы были маленькими. Никто ни про какую моторику и не думал. И ничего, все писать научились. В этом конечно, есть доля истины. Однако не забывайте, во времена нашего детства все ботинки были на шнуровках, а куртки на пуговках. Никаких тебе молний и липучек. Вот и тренировались пальчики малышей, пока их хозяева сопели от усердия, одеваясь в садике на прогулку.

И уже в 5 лет, а тем более в 6 ребенок прекрасно умел завязывать шнурки и застегивать курточку самостоятельно. Упражняясь каждый день по многу раз, пальчики становились сильными и ловкими. Конечно, после такой серьезной подготовки научиться правильно обращаться с ручкой и карандашом – просто пара пустяков.

А сегодня, пожалуй, никто не удивит такая картина - семилетний богатырь стоит, безвольно опустив руки, а мама застегивает его на все пуговицы. Получив в свое распоряжение такие блага цивилизации, как молнии, кнопки и липучки, дети перестали автоматически приобретать необходимые навыки мелкой моторики, пальчики разленились инее успевают учиться вместе со своим хозяином.

Вот и получается, что шестилетка бодро читает, считает и распевает песенки на английском, а ручку держать правильно не умеет. Интеллект вроде бы развит, а навыков, необходимых для успешной учебы в школе, нет и в помине.

Что же делать

Как помочь нашим детям? Существуют приятные и увлекательные способы обеспечить развитие мелкой моторики, а значит, избежать множество неприятных моментов в будущей школьной жизни вашего малыша.

Среди них - пальчиковая гимнастика, игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой. Все эти занятия помогут вашему ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений. С чего же начать это непростое восхождение? Давайте попробуем позаниматься пальчиковой гимнастикой.

Во-первых, это идеально подходит для сверх занятых родителей, так как требуют минимум временных затрат и совершенно не предполагает каких-либо дополнительных инструментов, кроме ручек малыша.

Во-вторых, пальчиковой гимнастикой можно заниматься с самыми маленькими детьми.

И, в-третьих, малышам она очень – очень нравится, они с удовольствием будут повторять за вами все движения и слова, так что наша цель – развитие мелкой моторики – будет достигнута без особых усилий.

Пальчиковая гимнастика

Самое прекрасное, что пальчиковой гимнастикой с ребенком можно заниматься практически с рождения. Когда вы кормите малыша грудью, поглаживайте его ладошку, перебирайте пальчики. Конечно, это скорее массаж, а не гимнастика в прямом смысле слова. Тем не менее, начало будет положено.

Когда малыш подрастает, он с удовольствием начинает играть в Сороку-воровку. Ту, которая кормила вкусной кашей деток, а самому ленивому не дала? Да-да. Вот отличное пальчиковое упражнение под известную говорилку.

  • Следующий этап – самостоятельные движения. Ближе к году дети могут уже хорошо рассказывать ручками следующее стихотворение: Мы капусту рубим – рубим (поочередно ударяем ребрами ладоней о поверхность стола), Мы капусту солим – солим (солим небольшими щепотками левой и правой руки), Мы капусту трем – трем (потираем ладошки), Мы капусту жмем – жмем (сжимаем – разжимаем левую и правую руки в кулачки).
  • Вовсе не обязательно пальчиковая гимнастика должна сопровождаться рифмами. Детям постарше можно, например, рассказать сказку о маленьком гномике, который отправился в лес. Топ – топ (указательный и средний палец топают по столу, изображая ножки). А навстречу ему два ежика (руки шлепают по столу ладошками вниз). Шлеп – шлеп. Вдруг один ежик услыхал гномика, испугался, свернулся в клубочек (сжимаем кулачок правой руки). Потом колючки расправил, перестал бояться (пальчики – колючки спокойно ложатся на стол ладонью вниз). Другой ежик испугался, сжался в комочек (другая рука сжимается в кулак. Дальше асимметричные движения рук. Левая в кулаке – правая растопыривает пальцы, и наоборот). Этот ежик боится, а тот – колючки расправляет, теперь первый в клубочек сжимается, а второй храбрым становится.

Продолжение сказки целиком зависит от вашей фантазии. Гномик может убежать быстро из лесу (указательный и средний палец изображают бегущие ножки), а может приползти змея (плавные движения ладони и кисти руки).

  • Упражнения для более взрослых пальчиков могут быть такими: Раз, два, три, четыре, пять (в такт словам поочередно, начиная с мизинчика, загибаем пальчики на правой руке). Будем пальчики считать (теперь поочередно разгибаем пальцы, начиная с большого, на этой же руке). Всех собрали (сжимаем ладошку в кулак). Посчитали (разжимаем ладошку, а пальчики держим растопыренными). Оказалось ровно пять (указательным пальцем левой руки поочередно дотрагиваемся до кончиков пальцев правой). После этого меняем руки и выполняем все упражнения сначала, но уже левой рукой.

Если вы думаете, что это нетрудно, попробуйте-ка потренироваться сами в довольно быстром темпе. Поверьте, пересчитать в определенном ритме пальцы на руке, просто сгибая и разгибая их по очереди, задача не из легких даже для взрослых. А 3-4- летний малыш с первого раза с ней точно справится.

Но уже через несколько дней эта зарядка у него будет получаться все лучше и лучше. Вы удивитесь, обнаружив, что буквально на глазах непослушные прежде пальчики приобретают завидную ловкость.

Хотите усложнить пальчиковую гимнастику либо добавить новые упражнения? Просто попробуйте рассказать" пальцами новую историю или стишок. Покажите, как капает дождик за окном (с помощью пальцев обеих рук), как он постепенно превращается в ливень (удары все чаще), а в углу тихонечко скребется мышка (кончиками пальцев поскребите по поверхности стола). Словом, фантазируйте от души!

Законные этапы развития мелкой моторики

12 недель

Положение кисти - кисть раскрыта и слегка сжата. Нет необходимости длительное время держать кисти раскрытыми. пальцы активно хватают тогда, когда какой-либо объект (палец взрослого, кольцо, погремушка) касаются их.

Ребенок совершает активное движение, захватывает предметы с поверхности.

Дотрагивается до интересующего предмета. При общей реакции на предмет, происходит координация глаз и рук (вижу - беру), рука тянется к предмету.

16 недель

Положение кисти - ребенок совершает движения пальцами, царапается, перебирает, хватает свое тело, сжимает волосы, одежду.

Ребенок может удерживать подвешенное кольцо. Кольцо вложенное в руку удерживается около минуты, даже если рука раскрывается и сжимается.

20 недель

Совершение действий на поверхности - малыш царапает, скребет пальцами. Данные действия ребенок совершает естественно, без стимуляции тестовыми объектами.
Действия с предметами - малыш случайно схватывает предметы.

При помещении предмета (кубик, шарик) в руку или спонтанном захвате он оказывается между пальцами и ладонью, обычно с локтевой стороны. Малыш может поднимать предмет с поверхности, без предварительного ощупывания (распознания на ощупь).

24 недели

Действия с мелкими предметами - ребенок захватывает предметы всей рукой, держит мелкие объекты в центре ладони, сомкнув пальцы вокруг него.

Малыш после захвата удерживает предмет около минуты. Теперь рука уже не сжимается и разжимается автоматически, если это происходит, то предмет падает.

28 недель

Действия с предметами - предметы располагаются в ладони руки, но не в центре, а ближе к лучевой стороне, пальцы смыкаются вокруг предмета, большой палец начинает противопоставляться им (ладонное радиальное схватывание).

Действия с мелкими предметами - ребенок сгребает предметы всей рукой или дотрагивается до нее. Рука над или около предмета, все пальцы согнуты с сгребающем, скребущем движении.

Вся рука в движении. Большой палец двигается вместе с остальными.

32 недели

Действия с мелкими предметами - лучевая сторона кисти определенно повернута к мелкому предмету и производит ведущее действие в схватывании предмета.

Малыш пытается схватить предмет, приближая большой палец к согнутому или разогнутому указательному пальцу, другие пальцы согнуты или активно синхронно смыкаются (радиальное схватывание), иногда захват происходит успешно.

36 недель

Действие с предметом - малыш держит предмет кончиками большого, указательного и среднего пальцев (лучевое пальцевое схватывание). Видно пространство между предметом и ладонью.

Действия с мелкими предметами - ребенок успешно подцепляет мелкий предмет, зажав его между большим пальцем и стороной согнутого указательного пальца (цепкое, клещевое схватывание). Остальные пальцы слегка согнуты, во время схватывания не сгибаются и не разгибаются.

40 недель

Действия с предметом - ребенок неловко выкидывает предмет; опускает предмет на поверхность и убирает руку или помещает предмет в емкость (коробку, чашку, миску и т.д.).

Действия с мелкими предметами - малыш легко захватывает мелкие предметы. Независимо от типа схватывания оно удается с первой или со второй попытки, участие большого пальца необязательно, и движения остальных пальцев не скоординированы.

Малыш захватывает мелкий предмет между передней поверхностью большого и кончиком указательного (или среднего) пальца (нижнее пинцетное схватывание).
Кисть и плечо расслаблены, обеспечивают свободное движение пальцами.

Действия с кольцом и шнурком - ребенок легко защипывает шнурок с привязанным к нему кольцом между большим и кончиком указательного (или среднего) пальца (нижнее пинцетное схватывание). Быстрое, но несформированное схватывание не обеспечивает необходимого захвата.

44 недели

Действия с колокольчиком - малыш хватает за кончик ручки, берет колокольчик кончиками пальцев, как правило, не сразу, но может и с первого захватывания.

48 недель

Действия с мелкими предметами - ребенок захватывает между большим и кончиком указательного (или среднего) пальца (точное пинцетное схватывание), рука поднимается над поверхностью стола, без дополнительной поддержки плеча расслабляется на столе - в этом заключается отличие от нижнего пинцетного схватывания.

52 недели

Точное пинцетное схватывание.

56 недель

Действия с предметом - ребенок берет два предмета одной рукой. Может взять их одновременно, исследует возможность взять их поочередно.


Похожие статьи
Техника детского массажа
Пальчиковые ритмические игры
Если ребенок - левша
Как помочь ребенку научиться писать крас...
Как развивается малыш? От рождения до дв...
Комментарии

 

 

 

 

 

 

Место для
рекламы (B)

Новые статьи

Опасны ли социальные сети для ребенка?

Опасны ли социальные сети для ребенка?
Современные дети на «ты» с Интернетом и социальными сетями — Вконтакте, Инстаграм и другие сервисы часто являются темой для повседневного общения школьников

Низкая самооценка. Что делать?

Низкая самооценка. Что делать?
Психологи различают несколько основных видов самооценки у человека — низкую, среднюю и высокую. Если два последние типа редко доставляют человеку неудобства, то с низкой самооценкой все обстоит иначе. 

Достопримечательности Грузии

Достопримечательности Грузии
Каждый год Грузию посещает большое количество туристов. В этой стране каждый может найти что-то для себя, будь то горы или море, шашлык или вино.

«Ручная работа». Корзина из ивовой лозы. ВИДЕО

«Ручная работа». Корзина из ивовой лозы. ВИДЕО
Если вы давно хотели, но не знали, как сплести соломенную корзинку своими руками, смотрите это обучающее видео!

Что такое детокс?

Что такое детокс?
Этот иностранный термин дошел до нас нет так давно. Мы расскажем, что это значит и зачем он нужен нашему организму.
Портал Владдети.ру
© 2011-2012 Портал Владдети.ру - удобная и динамически развивающаяся площадка, объединяющая родителей города Владивостока и всего Приморского края. Здесь можно узнать массу интересной и полезной информации, а так же высказать свое мнение и поделиться интересным материалом с другими посетителями. При использовании материалов с Портала Владдети.ру ссылка на vladdeti.ru обязательна.
Главная | Подробнее о портале | Детские автокресла
| Форум Владдети.ру
Живи с Порталом Владдети.ру
Здесь вы найдете все возможные способы поддержки и развития интересного и замечательного Портала Владдети.ру. Присоединяйтесь к нам и вместе мы сможем сделать Портал Владдети.ру еще лучше.
Предложить актуальную статью
Опубликовать свою статью
Задать вопрос редакции
Размещение рекламы
Реклама