Первое и самое любимое занятие ребенка – рисование. Много радости у ребенка вызывает цветной карандаш. Вначале следы карандаша лишь случайны, но как только ребенок научится держать его в руках, на бумаге появляется все то, что задумал маленький художник.
Рассматривая первые детские рисунки, взрослые часто их не понимают. Однако вскоре рисунок становится понятнее и красивее, особенно тогда, когда папа и мама помогают советом и примером. Еще большее удовольствие доставляет ребенку кисточка и краски. Следы кисточки разнообразнее, ярче. Широкая, извилистая синяя линия – река. Пять мазков кисточкой по кругу означают цветок. Вначале родители сами должны приобрести элементарные технические навыки в рисовании гуашью, а затем передать свои знания детям.
После того как ребенок ознакомился со свойствами карандаша, надо разрешить ему чиркать на бумаге сколько угодно, это полезно для развития мускулатуры руки. Однако одних упражнений недостаточно, ребенку необходима помощь взрослых. Мы начинаем обучать ребенка рисованию в возрасте трех-четырех лет, но особое внимание следует уделять шестилетнему ребенку, так как в этом возрасте у детей появляются зачатки критического отношения к себе и другим. Накопившийся опыт и способность наблюдать требует новых приемов в воспроизведении предметов. Эти приемы должны быть показаны родителями. Без такой помощи ребенок лишается веры в свои силы, ибо результаты работы его не удовлетворяют, он утрачивает интерес к рисованию. Первая задача – научить ребенка правильно держать карандаш – между большим и средними пальцами, придерживая его сверху указательным пальцем, водить карандашом по бумаге без излишних усилий.
Одновременно необходимо научить ребенка различать цвета, знать их наименования: красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый, коричневый.
Первые упражнения в рисовании состоят в проведении линий в разных направлениях – сверху вниз (забор, столбики) и слева направо (дорожки, ленточки). Позднее ребенок использует эти линии для изображения различных предметов.
Следующая задача – научить рисовать кружочки, сопоставляя их форму с представлениями ребенка о хорошо знакомых ему предметах – мяче, шаре, солнце, яблоке и т.д.
Постепенно ребенка следует научить рисовать предметы, с которыми он повседневно сталкивается. Это, например, дом, дерево, машина. Надо также научить рисовать его куклу, медвежонка, зайку и другие игрушки, близкие и знакомые ему. Затем ребенок должен научиться рисовать домашних животных и птиц – собаку, кошку, курицу, петуха.
Когда дети уже умеют рисовать большое количество предметов, следует научить их различать пропорции: нельзя, например, рисовать девочку или животное больших размеров, чем дом.
Нужно также привить умение хорошо осмотреть предметы, сравнить их между собой и только после этого приступать к рисованию. Рекомендуется научить детей самих находить в природе красивые предметы и рисовать их: весной – цветущие деревья, осенью – деревья с плодами, зимой – заснеженные деревья и т.д.
Дети рисуют не только карандашами. Следует обучить их умению пользоваться кисточками и красками. Рекомендуется применять гуашь. Сперва ребенка надо научить проводить кисточкой горизонтальные и вертикальные линии, а затем горизонтальные и вертикальные поперечные линии, кружки, волнообразные линии и, наконец, узоры, помогающие изображать цветы, листья, орнаменты. Обучая рисованию, надо следить за тем, чтобы ребенок выполнял работу аккуратно, всегда заканчивал начатое, совершенствовал свои рисунки и вкладывал в них собственные мысли.