Не пропустите
Сделать стартовой | Добавить в избранное
Присоединяйтесь к нам

Поиск
Поиск поможет быстро найти нужный материал
погода во Владивостоке
Магазин
Товары для детей и их родителей, новости и акции магазина
Заходите в наш Instagram
Автокресло Carmate Saratto Cruise 4S
Автокресло AVIONAUT Glider SOFTY ISOFIX Польша
Автокресло Recaro Monza Nova IS Seatfix Германия
Автокресло Recaro Monza Nova2 Seatfix Германия
Новости, акции
Товары для детей
Детские автокресла
Форум
Темы, которые обсуждают пользователи на форуме
На какие спортивные мероприятия вы ходите у себя в городе?
Удаленная работа для мамочек в декрете
Слушать музыку
Иммунитет укрепляем
Окна
Боюсь варикоза
кровоточат десна
Сильная боль в горле
Расстались перед свадьбой
какие книги вы читаете?
Популярный рецепт: торт муравейник
Волнистый попугайчик. Плюсы и минусы.
Вход | Регистрация
Смотреть весь форум
Самые активные темы
СЕГОДНЯ
НЕДЕЛЯ
гороскоп

Учимся читать


Опубликовано - 1-10-2012, 11:38 / Просмотров - 2605
Статья относится к категории(ям) - Развитие до 7 лет, Актуальные публикации
Учимся читать
Малышу уже три года, пора учить его читать. Как выбрать методику обучения чтению? Не волнуйтесь, мы вам поможем!

Специалисты считают, что возраст от 3 до 6 лет — самое подходящее время для начала занятий чтением. Любой мамочке под силу организовать дома такие уроки с малышом. И вот тут встает главный вопрос: а как научить кроху читать? Какой именно метод выбрать?

 

Сегодня на книжных полках вы найдете множество различных букварей, а в Интернете — массу любопытных и необычных пособий, по которым можно заниматься самостоятельно.

 

Казалось бы, бери любое пособие и букварь и начинай их штудировать. Но многие мамы все равно жалуются: каждый автор считает свою методику уникальной и самой лучшей. На деле у каждой из них есть свои плюсы и минусы. Давайте попробуем разобраться в методиках обучения чтению, чтобы не запутаться самим и сделать занятия с крохой увлекательными и полезными.

 

Слушаем звуки

Самый распространенный метод обучения чтению, принятый в нашей стране, — фонемный, или звуковой. Почти все буквари, которые можно увидеть в магазинах, а также традиционные программы для дошкольников построены на звуковом методе.

ПЛЮС: Кто­-то из авторов букварей пытается помочь деткам, предлагая различные схемы слогов и слов: гласный звук обозначается красным кружочком, а согласный — синим. А кто­-то придумывает игровые приемы: например, первая буква в слоге, как машинка, „едет” к соседней и одновременно произносится протяжно: „М­М­М­А”. Получилось „МА”.

  • Минимальная единица чтения, на которую опираются при таком обучении, — это звук и буква.
  • Всем этот метод хорошо известен: раньше деток в школе учили читать только так.
  • Помните: сначала слушаем звук речи, например „М”, а уже потом заучиваем соответствующую букву — „М”.

МИНУС: Но самое трудное начинается позже, когда малышу нужно сложить две известные буквы в слог.

Для многих дошколят это непосильная задача. Ну как же так: было „Д” и „О”, а получилось почему­-то „ДО”.

Это ахиллесова пята звукового метода обучения. Он трудоемок и для малышей, и для педагога, а терпению многих мам можно просто позавидовать, ведь времени такое обучение занимает, как правило, очень много.

Лев Толстой даже писал, что звуковой метод, в 70­е годы ХIХ века проникший в Россию с Запада, является „недоразумением”, „противен духу русского языка и привычкам народа”. Эта система обучения очень сложна для малышей с нарушениями речи, с трудностями концентрации внимания, а также для просто слишком активных и любо­знательных непосед.


В начале было слово

Ученые активно искали другой способ обучения чтению — более эффективный и подходящий для малышей. Уже очень давно был придуман метод чтения целыми словами, или так называемый глобальный метод. В чем он заключается?

 

Минимальной единицей чтения здесь будет не звук и не буква, а целое слово. Педагог или мама предлагает малышам в игровой форме запомнить множество слов, написанных на карточках. После того как кроха запомнит некоторое количество слов, он начинает узнавать их в любых жизненных ситуациях: на вывесках, надписях на продуктах, в книге.

 

ПЛЮС: Этот метод оказался незаменимым в работе с глухими и слабослышащими детками.

Собственно говоря, именно в сурдопедагогике глобальный метод наиболее разработан и востребован.

 

МИНУС: Однако, когда малыш научился воспринимать слово как картинку, педагог переходит на звуко­буквенный метод обучения, то есть разделяет слово на карточке опять­-таки на буквы.


Методика американского ученого Гленна Домана

Очень популярна среди мам методика американского ученого Гленна Домана, где малышу примерно с 4 месяцев предлагается показывать карточки с написанными красным цветом словами.

 

ПЛЮС: Ценность данной методики — в тренировке механической памяти.

В последнее время проведены исследования, которые выявили, что приблизительно к 2 годам дети совершенно теряют интерес к работе с карточками, так как мозг ребенка все же имеет предел для восприятия графической информации.

 

МИНУС: Некоторые ученые отмечают и определенную механистичность такого подхода, при котором малыш — не активный участник обучения, а пассивный „компьютер”, в который вкладывают определенный объем информации. Есть данные и о нарушениях грамматического строя речи, которые проявляются позже. Общеизвестно, что слова в английском языке не изменяются по родам и падежам. С русским и другими языками все иначе. Многообразие таких языков невозможно отразить на карточках, что приводит к недоразвитию способности к словообразованию и словоизменению.

 

По складам

Широко известен и складовый метод обучения чтению. В этом случае научить малыша чтению и письму помогает склад, то есть такой слог, в котором сначала произносится согласный звук, а затем — гласный: „ПА”, „МИ”, „СЕ”, „КУ”. Как ни удивительно, складом лингвисты считают и одиночные гласные и согласные: „А”, „К”, „Б”. Прислушайтесь к себе: при произнесении звука „А” вы ощутите тонкие мышечные напряжения в области глотки, а уж затем почувствуете выдыхаемую струю воздуха. Значит, у вас получился склад — согласный плюс гласный. То же самое мы можем почувствовать, если произнесем „Б”: сначала происходит плотное сжимание губ, а затем — воздушная струя. Опять склад! Ничего удивительного в этом нет. Еще Лев Толстой заметил, что на самом­-то деле самая маленькая часть речи — это не звук, а склад. Он считал, что обучать чтению маленьких детей можно только складовым методом, то есть используя самый привычный для любого малыша „кусочек” речи.

 

ПЛЮС: Это физиологичный метод — все детки начинают лепетать именно складами: „ба­ба­ба”, „дя­дя­дя”. Методика проверена временем и подкреплена авторитетом гениального Л. Толстого.

 

МИНУС: На сегодняшний день методика немного устарела, как и „Азбуки” Толстого.


По кубикам

Лев Толстой первым обозначил склад как единицу чтения. Новую систему обучения чтению и письму разработал Николай Александрович Зайцев — филолог, педагог­новатор. Он назвал ее „Кубики Зайцева”.

ПЛЮС: Обучение чтению — увлекательная игра. Оказывается, научиться малыша читать можно очень быстро — буквально за 2–4 месяца. И сидеть за столом при этом совсем не обязательно.

МИНУС: Готовые кубики с разными наполнителями дороги, а склеивать их самим можно, но трудоемко, и это требует немалых сил и терпения.


Когда начать?

„Кубики Зайцева” разработаны для малышей от 2 лет, методикой Гленна Домана можно пользоваться с 4 месяцев, а вот звуковой метод используют не раньше 4 лет. Но насколько вообще нужно раннее обучение чтению?

 

Для малыша первого года жизни самое важное — контакт с мамочкой, эмоциональное общение с ней.

В 2 года на первый план выступает сенсорная сфера во всем ее многообразии. Дети, развивая мелкую моторику, увлеченно переливают жидкости из одной емкости в другую, пересыпают крупы, играют в конструктор, с пуговками, вставляют и вынимают вкладыши, стирают белье и моют посуду.

 

И только в 3,5–4 года наступает время активной умственной работы. Именно в этом возрасте многие ребята просят научить их писать первые буквы, прочитать то или иное слово, возникает интерес к чтению как к инструменту познания.

 

Это не значит, что мы не должны до 4 лет давать крохам магнитную азбуку или кубики Зайцева, отнюдь нет! Просто каждая мамочка, покупая ту или иную азбуку или пособие, должна точно знать, зачем она это делает. Вы хотите, чтобы ваше чадо читало в 2 года? Скорее всего, этого не произойдет. Потому что малыш ставит перед собой пока другие задачи. Например, в 2 годика кроха с огромным удовольствием будет строить из кубиков Зайцева башни и дома и тут же ломать их. Кто­-то тайком от мамы попробует на зуб карточки Домана или расковыряет парочку кубиков, чтобы узнать, что внутри.

 

Все это — нормальный процесс развития растущего человека. Если вы видите, что занятия не увлекают малыша, отложите их на время. Через месяц вновь предложите поиграть. Приглядитесь, какого рода игры больше всего по душе вашему крохе: одному нравится строить из кубиков, другому — играть в подвижные игры, принося маме карточки со словами и прыгая через них, а третьему — „писать” свое имя и имя любимого мишутки.

 

Какую бы методику обучения чтению вы ни выбрали для своего крохи, главное — это радость, которую занятие ему приносит. И первое прочитанное слово не заставит себя долго ждать — не так ли? А уж потом дело пойдет намного быстрее!


Важные мелочи для педагога и для родителей:

Не используйте одновременно несколько разных методик обучения чтению.

Не используйте их частично, например только кубики или только таблицы.

Соблюдайте рекомендации автора каждой методики.

Создайте обучающую среду: пособия должны быть легко доступны малышу (если ему уже исполнилось 2 года). Написанные слова малыш должен видеть как можно чаще. Например, во время обеда, при отходе ко сну можно вместе „почитать” слова или „написать” их из кубиков.

Обучение должно нравиться карапузу.



Похожие статьи
Феномены слуха или долой шум в офисе
Концентрируем внимание
Как научить ребенка читать
Шахматы - игра интеллектуалов
Как научить ребенка читать?
Комментарии

 

 

 

 

 

 

Место для
рекламы (B)

Новые статьи

Опасны ли социальные сети для ребенка?

Опасны ли социальные сети для ребенка?
Современные дети на «ты» с Интернетом и социальными сетями — Вконтакте, Инстаграм и другие сервисы часто являются темой для повседневного общения школьников

Низкая самооценка. Что делать?

Низкая самооценка. Что делать?
Психологи различают несколько основных видов самооценки у человека — низкую, среднюю и высокую. Если два последние типа редко доставляют человеку неудобства, то с низкой самооценкой все обстоит иначе. 

Достопримечательности Грузии

Достопримечательности Грузии
Каждый год Грузию посещает большое количество туристов. В этой стране каждый может найти что-то для себя, будь то горы или море, шашлык или вино.

«Ручная работа». Корзина из ивовой лозы. ВИДЕО

«Ручная работа». Корзина из ивовой лозы. ВИДЕО
Если вы давно хотели, но не знали, как сплести соломенную корзинку своими руками, смотрите это обучающее видео!

Что такое детокс?

Что такое детокс?
Этот иностранный термин дошел до нас нет так давно. Мы расскажем, что это значит и зачем он нужен нашему организму.
Портал Владдети.ру
© 2011-2012 Портал Владдети.ру - удобная и динамически развивающаяся площадка, объединяющая родителей города Владивостока и всего Приморского края. Здесь можно узнать массу интересной и полезной информации, а так же высказать свое мнение и поделиться интересным материалом с другими посетителями. При использовании материалов с Портала Владдети.ру ссылка на vladdeti.ru обязательна.
Главная | Подробнее о портале | Детские автокресла
| Форум Владдети.ру
Живи с Порталом Владдети.ру
Здесь вы найдете все возможные способы поддержки и развития интересного и замечательного Портала Владдети.ру. Присоединяйтесь к нам и вместе мы сможем сделать Портал Владдети.ру еще лучше.
Предложить актуальную статью
Опубликовать свою статью
Задать вопрос редакции
Размещение рекламы
Реклама