Достигнув трех лет, малыши идут в детский садик учиться жизни в коллективе, что является первой ступенькой подготовки нового поколения к жизни в обществе. После периода адаптации к условиям иным, чем дома, начинаются реальные (с демонстрированием "характера", "дрыганий ногами") отношения между маленьким человечком, который только начинает познавать реалии настоящего, и взрослой воспитательницей.
Если воспитатель стал другом для ребенка,
если эта дружба озарена благородными порывами,
стремлением к чему-то светлому, умному,
в сердце ребенка никогда не появится зло...
Василий Сухомлинский
Дубль ІІ
Спросите, почему «дубль ІІ»? Потому, что именно под такой нумерацией начинается уже уравновешенный, лишенный бушующих эмоций рассказ родителей о каждодневном пребывании дочерей-сыновей в дошкольном учреждении.
«Дубль І» – это взрыв эмоций: вопли обиженного воспитателем малыша, страдание матери, у которой сыночка подвергли наказанию в детском садике. Справедливо или нет? А не слишком ли суровое наказание выбрала воспитательница для ребенка? Случай из собственной жизни побудил и меня исследовать этот сложный и мучительный для многих родителей вопрос.
По словам Ф. Фребеля (основателя детского садика как учреждения для дошкольного воспитания детей), между воспитателем и ребенком должны быть внутреннее единение в расположении духа, жизни, общей деятельности, игре. Ребенок раскроется только в том случае, если с ним будет работать мастер педагогического дела, а не ремесленник. По собственному опыту могу сказать, что из шести воспитателей моих детей, лишь две в самом деле были «мастерицами своего дела». Статистика не из самых лучших. И с печальной реальностью нужно бороться именно вам, мамы и папы! Это не призыв к революции, а напоминание о том, что именно вы должны оберегать счастье своего ребенка.
Когда хвалят твое чадо – очень приятно, но постоянных восхищений вашим малышом не может быть. Это как в отношениях двух: если всегда все идеально, то кто-то лукавит. Взрослые делают ошибки, хотя и имеют за своей спиной огромный багаж знаний, а дети – тем более.
Путь к сердцу ребенка
Если на протяжении первых трех лет жизни ведущая роль в умственном развитии принадлежит восприятию, то в дальнейшем возрастает роль памяти и внимания. С воображением связанные основные процессы памяти, мыслетворительная деятельность.
Чтобы уберечь своего сына или дочурку от стрессов, вы должны быть в самом деле родными людьми. Великий педагог Василий Сухомлинский писал, что «воспитание без дружбы с ребенком можно сравнить с блужданием во тьме». То есть постоянное общение, внимание, забота раскроют маленькое сердечко для откровенности. Только тогда родители смогут узнать самые сокровенные тайны: первые вкусы и симпатии, что же, все-таки, самое страшное в мире, о событиях и происшествиях в детском садике. В такие моменты вы должны хорошо владеть эмоциями (пишу красивые вещи, а сама справляюсь с этим на три с минусом), чтобы своей реакцией не разрушить эту тоненькую ниточку полного доверия.
Пример 1:
Среда. Вечерние купания перед сном. Ненавязчиво играемся с детьми и между прочим разговариваем. Старший сын (Женя) рассказывает, что воспитательница шла к медсестре и оставила его старшим среди мальчиков (группа собиралась на прогулку). Других ребят это зацепило, поэтому они начали бросаться вещами моего сына. Он отбирал свое у Саши (его 25 кг), а тот ударил Женю по спине. Мой (17,6 кг) сын, конечно же, дал сдачи. Пришла воспитательница, а Саша плачет. Результат – Женю подвергли наказанию.
Во-первых, не имела права воспитательница оставлять детей один без присмотра взрослого (есть помощник воспитателя – няня). Во-вторых, воспитателям никогда не хватает времени во всем разобраться (выявить причины, по которым стался неприятный случай). В-третьих, мне тет-а-тет наставница обязательно объяснит эту ситуацию.
Более всего бесит то, что в своих владениях воспитатели – это диктаторы. В них стирается грань между педагогическим воспитанием и воспитанием «как надо» (или же «чтобы мало не показалось»). Люди давно уже отошли от методов средневекового наказания. Нужно уметь анализировать поступки детей и стараться обнаруживать причины, которые послужили стимулом для отрицательных поступков детей, которые проявляются в неадекватном отношении друг к другу.
Я не согласная с педагогикой, которая проповедовалась в советские времена. Да и с некоторыми «гуманными» идеями современных педагогов-наставников. Если смотреть с точки зрения человечности, то боль и зло не порождают доброты. Но я никогда не скажу сыну: «Не давай сдачи». Надо учить ребенка отстаивать свое «я» и, вместе с тем, знать границу дозволенного.
Методы морального воспитания – это способы педагогического взаимодействия, с помощью которых осуществляется формирование личности соответственно цели и задачам морального воспитания и возрастных особенностей детей.
К таким методам принадлежат:
- практическое привлечение ребенка к выполнению конкретных правил поведения. Правила поведения вы можете выписать или напечатать на листочке и повесить у ребенка в комнате. Не важно, что малыш еще не умеет читать. Его мама (вы) может периодически делать это для него, делая акцент на принципиальных моментах;
- показ и объяснения определенных ситуаций с воспитательной целью. В игре придумывайте жизненные ситуации и давайте малышу возможность самому находить из них выход. Если его поведения для вас покажется неправильным, то подтолкните его к выбору правильного решения;
- наглядный пример поведения взрослых. Конечно же, нельзя ожидать от ребенка лояльного отношения к окружающим, если вы сами (родители) дома периодически показываете свою «толерантность» по отношению к супругу (супруге). После услышанных «комплементов» папы маме ребенок смело будет их употреблять в своей речи. Не делайте потом глаза: «Откуда он этого научился?» Ясно, что не от верблюда, а от своих родителей;
- овладение моральными нормами в общей деятельности взрослого и малыша. Игра должна быть со смыслом и подготавливать к жизни. Только через игру результаты ваших стараний полностью закрепятся в головке ваших сына или дочери.
Наказание: бить или не бить?
Слово наказание своим содержанием является страшным для многих детей. Его может смягчить лишь настоящий педагог. Малыш и не поймет, что его наказали, а, наоборот, постигнет, что делать нельзя.
Теперь о том, в какой форме рекомендуется проводить это воспитательное средство:
- наказание путем ограничения прав: запретите ребенку на определенное время заниматься любимым делом, но четко дайте ей понять, почему это сделано. Ребенок не должен ощущать несправедливого отношения к себе. Он должен осознать свои неправильные действия и действия взрослого;
- наказание путем выполнения дополнительных обязанностей. Советую осторожно подходить к использованию именно этого метода, так как у ребенка может возникнуть отвращение к «дополнительным обязанностям»;
- наказание с помощью морального осуждения, которое отнюдь не граничит с унижением достоинства ребенка, оскорблением.
Интересно, что во все времена (от становления педагогики как науки) наказание обязательно идет рядом с поощрением, похвалой. А в нашем современном детском садике оказывается парадоксальная ситуация: не надо нам хвалы, только не делайте больно нашим детям, хотя бы из-за того, что ваша старость будет за их зрелости.
По обыкновению воспитатели «нарушителей» сажают на стульчик в то время, когда все играются. Но есть воспитательницы, которые пользуются давно отжившим себя «углом»! И это еще цветочки! Ягодки будут дальше!
Пример 2:
Ребенка поставили в туалете над мусорником только за то, что он, моя руки, замочился и облил кафельную стенку. В другой стране эта педагог, по крайней мере, была бы уволенная из занимаемой должности. У нас – заменяет заведующую детского садика во время летнего отпуска. Поэтому родителям надеяться нужно только на себя. После беседы с родительницей воспитательница четко поняла позицию мамы и частично признала свою вину.
Вторая сторона медали
Мама – это львица. Она считает, что никто не имеет права унижать и обижать ее львенка. Иначе … (конец понятный). Но... Не следует спешить на помощь ребенку при первой же жалобе на воспитателя. Сначала проведите свое маленькое расследование, а только потом подводите итоги и действуйте соответственно с ними.
Только под неусыпным глазом матери ребенок чувствует себя в безопасности. Священный долг хранительницы семейного очага – предотвратить появление боли в маленькой душе своей плоти. Это так. Но не забывайте при этом и того, что рано или поздно, но ребенку придется познавать все аспекты жизни, а это не всегда только положительная сторона. Поэтому будьте по мере внимательные ко всему, что происходит с вашим ребенком, но не переусердствуйте. Ведь когда-нибудь дети остаются с жизнью сам на сам и тогда им очень пригодятся родительские напутствия и советы о том, как стать победителем, не потеряв при этом своего достоинства.
Автор - Татьяна Брава
Источник - lady-m.com.ua