В жизни каждою человека имеются периоды или события, когда здоровье подвергается серьезной проверке на прочность. Таким испытанием для любого ребенка является поступление в школу. И тут перед родителями встает вопрос: в каком возрасте отправлять малыша в поход за знаниями?«Мой Андрюша уже все буквы знает, начинает читать и считает до ста. Мы решили отдать его в школу с шести лет. А то через год ему будет неинтересно в классе. Да и ростом его Бог не обидел, самым маленьким в классе не окажется».
«А мой лентяй только одну и выучил - букву «О», никак не заставишь его заниматься. На одном месте и минуты не усидит, хоть к стулу привязывай!»
В этом случайно услышанном диалоге молодых мам представлены основные физиологические особенности ребенка, желающего переступить школьный порог на год раньше сверстников, и заблуждения родителей, считающих, что для начала учебы достаточно уметь читать и писать. Как раз этому-то его в школе научат! А главный вопрос - достиг ли шестилетний ребенок определенного уровня физической и психической зрелости, который позволит ему успешно справляться со своими обязанностями?
Известно, что современные дети по росту и интеллектуальным возможностям значительно опережают своих ровесников позапрошлого века, и практически любой шестилетний человек способен к обучению в школе. Этот процесс называется акселерацией и включает в себя ускоренное созревание некоторых органов и систем.
Именно «некоторых», в то время как остальные органы развиваются в соответствии с графиком, заложенным природой. Возникает несогласованность между отдельными системами, ведущая к напряженным отношениям внутри организма. Шестилетний ребенок жалуется, что у него «болят ножки». «Наверное, устал. Отдохнешь, и все пройдет», - отвечает мама. Время идет, а боли не проходят. Ребенка начинают водить по врачам, проводят обследование, но ничего не обнаруживают. А это и есть результат несогласованности, когда кости нижних конечностей переживают бурный рост, а мышечная ткань тянется за ними, но не поспевает, что приводит к болевым ощущениям. Период первого физиологического вытяжения приходится как раз на шестилетний возраст. Отсутствие гармонической связи между системами делает организм беззащитным перед внешними воздействиями. Оказавшись в это неблагоприятное для себя время за школьной партой, подвергаясь дополнительным психическим перегрузкам, шестилетка не выдерживает и впадает в депрессию: он быстро утомляется, туго соображает, у него истощается внимание, затрудняется усваивание информации.
По своему психическому развитию шестилетний ребенок еще не способен длительно сосредотачивается на изучении одного предмета. А высокая двигательная активность мешает сохранять необходимую рабочую позу.
Ему требуется смена занятий через 20-25 минут и перерыв не менее 10 минут для подвижной деятельности, снимающей умственное напряжение. В обычной школе такие условия не предусмотрены. Неокрепшие мышцы не в состоянии удержать позвоночник в правильном положении во время урока, и, вынужденный проводить продолжительное время за неудобной партой, акселерат подвергается развитию сколиоза.
У шестилетнего ребенка мелкие движения пальцев рук и кистей еще недостаточно отработаны и координированы, значит, он с трудом будет овладевать навыками письма. Бесполезно ругать и наказывать его за каракули в прописях и тетрадях, он не виноват. Для рисования и письма необходимо соответствующее развитие мелких мышц пальцев и кистей, которого ваш ребенок еще не достиг. У шестилетки еще сохраняется полученная от рождения физиологическая дальнозоркость, поэтому, работая с букварем и прописями, он напрягает глазные мышцы и рискует закончить школу близоруким «очкариком».
Ранний утренний подъем и отсутствие дневного сна делают ребенка раздражительным, плаксивым, сонливым на уроках и возбужденным к вечеру, когда пора спать, а «в него словно бес вселился». Так развиваются неврозы, требующие помощи психоневролога. Иммунная система шестилетки еще совсем незрелая, лимфоидная ткань носоглотки и пищеварительного тракта не в состоянии защитить ребенка от знакомства с новыми патогенными возбудителями, встреча с которыми неизбежна в новом коллективе. Еще двадцать лет назад медики и педагоги активно приглашали шестилетних детей «первый раз в первый класс», но результаты, полученные через непродолжительное время, значительно поубавили энтузиазма. Оказалось, что заболеваемость у шестилеток в несколько раз выше, чем у детей, приступивших к учебе в семь лет. А к концу начальной школы количество хронических заболеваний легких, пищеварительного тракта, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы у детей, начавших посещать школу с шести лет, возросло в несколько раз.
Если вы все-таки решили отдать шестилетку в школу, не поленитесь посетить психолога, который побеседует с ребенком, предложит ему несколько тестов и сделает выводы о его готовности к школьному обучению или посоветует не торопить события, а задержаться дома еще на год.