Он маленький, шустрый и неугомонный. В свои семь лет он уже лучше папы с мамой понимает в компьютерных играх. В столь нежном возрасте он уже отлично знает, что такое хитрость, лукавство, притворство и лень, но все эти взрослые пороки у него какие-то игрушечные, ненастоящие, понарошку.
А вот благородные качества игрушечными не бывают - если человек мужчина, то он мужчина и в семь лет, и в семьдесят. Защитить сестренку, взять на себя вину, поделиться вкусненьким, отвечать за свои слова. Какая женщина не мечтает быть рядом с мужчиной, который всегда защитит, никогда не пожадничает.
Замечательный лингвист Александр Афанасьевич Потебня сказал фразу - Говорящий работает за двоих. Это означает, что каждый человек, который изрекает какую-либо мысль, должен работать не только за себя, составляя слова в фразы. Он должен поработать и за того парня, который его слушает - построить фразу именно так, чтобы слушающий максимально адекватно воспринял заключенную в этой фразе мысль, чтобы он правильно его понял, а это двойной труд.
Стать на место слушающего, позаботиться о его восприятии способен далеко не каждый. Многие люди неспособны научиться этому за всю свою жизнь. А дети просто еще этого не умеют, потому что это – высший пилотаж общения. А чтобы достичь уровня асса, нужно сперва побыть учеником. Поэтому взрослый при общении с ребенком должен работать не за двоих, а за троих: как родитель – строить общение, как педагог – понимать смысл и значение этого общения, как психолог – видеть причины той или иной реакции на свои слова.
Это все слишком сложно, скажете вы. Не слушается – по попе, и разговор окончен. Пусть со слезами, но родительское желание исполнено. Результат достигнут. Но какой результат? А вот какой - ребенок делает что-либо по приказу не потому, что понимает, что это важно, необходимо и своевременно, а потому, что если он этого не сделает, ему будет больно. Это – верхушка айсберга. Продолжим логическую цепочку, пойдем глубже. Запуганный угрозой физической боли, ребенок вынужденно подчиняется грубой силе. Причем такой грубой силе, которая неотвратима, не поддается уговорам и объяснениям, не считается с его мнением, состоянием и желаниями, а значит, не подвластна интеллекту. Это – животная сила, которой любой взрослый нормальный разумный человек всегда противостоял и будет противостоять.
Если личность привыкнет подчиняться грубой силе – она перестанет быть личностью и станет одной из бессловесных овец в стаде. В стаде, отданном на откуп неизвестно какому пастуху. Не пастырю овец православных, а жестокому пастуху с собаками, кнутом, ножом, который позволяет жить и нагуливать сало своей овце только до того момента, пока не придет время варить шурпу. Стадо из личностей – невозможно. Возможно лишь стадо из бессловесного скота.
Физическое насилие, угроза боли – это принцип плохой дрессуры, а не воспитания. Так недалекие укротители раньше поступали с животными. Да и то давным-давно, до того, как появился великий Владимир Дуров, родоначальник знаменитой цирковой династии, который добивался от животных фантастических результатов вообще без нагайки. Он совершил переворот в дрессуре. В наши дни кнут в руках дрессировщика – скорее, декоративный традиционный элемент антуража, а не инструмент насилия.
А невинный шлепок по попе, не говоря уже о подзатыльниках, отцовском ремне и прочем рукоприкладстве, – знак того, что вы не воспринимаете своего ребенка как мыслящее существо. Вы относитесь к нему как к зверьку, неспособному при помощи интеллекта понять, принять и исполнить действие ввиду его своевременности и объективной необходимости. Постоянно бездумно исполнять чужую волю вредно для личности. Можно постепенно привыкнуть. И стать бессловесным и бездумным исполнителем - рабом. А история показала, что рабовладельческий строй – худшая, наиболее низко-производительная из всех возможных общественных формаций.
Можно возразить, что хороших исполнителей ценят, они нужны, их в современном обществе абсолютное большинство – не всем же быть руководителями, и суть здесь в другом - какой судьбы вы хотите для своего ребенка. Исполнитель, даже очень хороший, всегда находится в зависимом положении. И эта зависимость далеко не всегда бывает справедливой. И умные руководители больше ценят исполнителей, способных к инициативе, обоснованным возражениям, трезвой и объективной оценке проблемы, ане бездумных проводников своей воли.
Есть только один вид насилия, достойный существования - когда мать силой отдергивает руку ребенка от открытого огня. В прямом и переносном смысле. Все остальные виды насилия – от лукавого, под какими бы личинами они ни скрывались, как бы ни маскировались.
Государство тоже инструмент насилия. Такая форма организации общества – явление временное, вынужденное на тот период, пока общество не достигнет такого уровня самосознания, которое обеспечит саморегулирование, самоуправление и самосовершенствование. Когда руководители государства говорят о своей необходимости и полезности – не поддавайтесь на провокацию, они всего лишь временно неизбежны. Причем любые президенты и премьер-министры, мэры и главы администраций – умные и глупые, жестокие и добрые, активно действующие или пассивные – являются всего лишь признаком недостаточной развитости человеческого общества.
Если ваш непосредственный начальник на работе отдает вам приказ вместо того, чтобы объяснить суть проблем и задач – это плохой начальник. Умный руководитель объясняет суть вашей задачи в кругу общих задач коллектива. Он не жандарм, он партнер по делу и координатор задач коллектива. Чувствуете разницу? Но это только в том случае, если вы – личность, а не овца в стаде. Овца не поймет ничего, кроме прямого приказа, нет смысла тратить время на объяснения овце опасности приближения волка – нужно кнутом загнать ее в загон. Если у вас на работе так – то бедный ваш начальник, бедный ваш коллектив и бедный вы сами.
Какой судьбы вы хотите для своего ребенка - бессловесной овцы? Тогда вы на верном пути - не упускайте ни одной возможности унизить его, наказать физически, наорать, ударить. Пусть он знает, что прав всегда тот, кто сильнее физически.
Если вы отец или мать, уже волей природы вы – вожак стаи для своего ребенка, начальник, бог и царь, еще и офицер на поле боя. Но право применять силу к нему у вас есть только в одном случае - при непосредственной угрозе его жизни. С силой отдернуть от перил балкона, когда он уже замахнулся ногой перелезть через край. Или ударить по руке, которая тянется к открытой электрической розетке. Если ваше насилие будет таким редким и существенным, оно навсегда отпечатается в сознании ребенка, и он уже никогда в жизни не пострадает ни от беспечности на высоте, ни от удара током.
Но даже этого форс-мажорного насилия можно избежать, если заранее научиться не приказывать, а объяснять ребенку смысл явлений и суть вещей, объяснять ему его роль и задачи в этом мире. Да, это требует усилий и это тяжелый труд. Но не делать этого можно только по одной причине - если вы безнадежно ленивы и безразличны, и вам наплевать на будущее ваших детей.
Автор - Иван Бездомный