|
|
Поиск |
|
|
|
Поиск поможет быстро найти нужный материал
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расписание занятий или спонтанность
Опубликовано - 21-11-2011, 12:13 / Просмотров - 1787 Статья относится к категории(ям) - Все статьи → Детям до 3 лет → Развитие до 3 лет
|
|
Домашнее воспитание тем и отличается от "казенного", что жизнь идет не "по звонку". В этом очень большое преимущество для дошкольного возраста.
В период раннего и дошкольного детства ребенок очень интенсивно познает окружающий мир, и заключить это познание в какие-либо рамки слишком сложно. В раннем детстве (1-3 года), как известно, мир нужно осваивать "на ощупь", ведущей деятельностью является предметно-манипуляционная. Сколько времени ребенок тратит на то или иное занятие, на обследование того или иного предмета, совершенно непредсказуемо.
Малыш может полчаса возиться с тряпкой, "помогая маме", то есть копируя ее бытовые действия, может подолгу повторять одно и то же действие (просто до бесконечности). Потому что как раз этот возраст характеризуется активным исследовательским интересом и самостоятельным поиском применения известных (или неизвестных, исследуемых) предметов. Управлять этим - все равно что управлять стихией. Разные действия и разные объекты требуют совершенно разных форм исследования и разных временных отрезков. Попытаться предугадать это абсолютно невозможно. Поэтому лучше просто создать ребенку подходящую среду, а чем и сколько заниматься - ему подскажет природа.
В дошкольном детстве (от 3 до 6-7 лет) ведущей деятельностью является игра. Основная задача этого периода - развитие креативности, это залог будущего творческого мышления. Два главных развивающих фактора - творчество и игра (тоже как вид творчества). Игра не в дидактические карточки, а сюжетно-ролевая, где должны быть - придумывание и развитие сюжета (его завязка, наполнение событиями, развязка), придумывание и назначение ролей и соответствие им, предметы-заместители ("давай это как будто поезд" - говорят про стулья) и воображаемые детали ("а тут у нас будто бы дворец" - пустое место) или персонажи ("давай сюда прилетел дракон").
Как любой творческий процесс, игра спонтанна и стихийна. "Организованные игры" с помощью взрослых, регламентируемые и управляемые извне, теряют качество. Нет, конечно, взрослые могут подсказывать идеи, помочь с сюжетом, но главная роль "организаторов" в сюжетно-ролевой игре все же должна быть у детей.
Познание окружающего мира продолжается и усложняется - ребенок все так же сенсорен, но у него уже появляется собственное представление о чем-то (накопленный опыт восприятия прошлого периода), и он начинает сопоставлять собственный опыт и новую информацию. То есть наступает страшный период "почемучек".
Опять же - предугадать, когда и чем заинтересуется именно ваш ребенок, совершенно невозможно. Например, счету дети учатся просто постоянно в быту - мама берет для супа две морковки, просит почистить три картошины и т.п. Если ребенок активно включен в домашние дела и имеет возможность наблюдать за окружающим миром (в смысле он познает мир не через телевизор, не заключен в четырех стенах с правом прогулки по периметру песочницы, а более-менее регулярно встречается с живой и неживой природой) - он просто "обречен" на познание всего того, что имеется в программе в виде "подготовки к школе".
Дети спонтанно начинают рисовать, также им хочется копировать пишущих взрослых. Мама и папа читают ребенку книги - он начинает интересоваться буквами. Математические действия везде и всюду, и важно, чтобы ребенок их познавал не на бумаге и не на "раздаточном материале", а совершая физические действия с предметами. Если у ребенка не душить любознательность и предоставлять сенсорный опыт, он просто никуда не денется от математики - она настигнет его всюду. И очень важно, чтобы он самостоятельно делал "великие математические открытия". Это действительно обязательно произойдет, главное - не мешать ребенку.
Вводя "систематические занятия", мы ограничиваем дошкольнику "территорию познания", а не расширяем ее. Творчество - процесс спонтанный. Сегодня ребенок извел полпачки папиной бумаги для принтера, изрисовал все имеющиеся в доме краски, потом месяц вообще не вспоминал о рисовании. Это нормально! Это творчество. Те, кто увлекается каким-нибудь хобби творческим - неужели вы делаете это по расписанию? (Конечно, если это не занятия в группе в определенное время.)
Очень важно учитывать, что у детей в зависимости от темперамента совершенно разные способы усвоения информации, а главное - разный темп. И если холерик "схватывает на лету", то флегматик понимает, что вообще за тема сегодня, только к концу занятия. Зато первый часто познает что-то на уровне "влетело-вылетело", а второй будет размышлять еще месяц над вопросом.
Опять же - предоставляем ребенку подходящую среду (то есть обеспечиваем материалами для творчества, делаем что-то сами для себя), предлагаем какие-то совместные идеи, предлагаем переработать впечатления (сходили в зоопарк - "хочешь зарисовать животных?") и т.п.
Ребенок задается любыми вопросами обо всем, что его окружает. Главное, что взрослые, выбирая "программу занятий", ориентируются на свои представления о том, что должно быть интересно ребенку в этом возрасте (или чего требует официальный учебный план). Ориентироваться же нужно на познавательные потребности ребенка, и я могу подтвердить уже на личном родительском, а не только многолетнем педагогическом опыте, что они намного-намного шире наших с вами представлений о них. То есть ребенку интересен весь мир, все, что он слышит, видит или ощущает, а не только один тысячный процент, который записан в "методичке".
"Просчитать", когда именно ваш ребенок заинтересуется вопросом, как же так получается, что два яблока на троих не поделишь, - невозможно. Или сколько ему нужно будет времени для того, чтобы усвоить буквы - три дня или три года (да, нормально учиться чтению три года, это бывает!). Ребенок может сегодня заинтересоваться чем-то, потом вернуться к этому через несколько месяцев. Или наоборот - много дней подряд по нескольку часов кряду заниматься только вот этим, не желая ничего другого.
Это не плохо и тем более не приучит ребенка к "беспорядочности занятий". Это его приучит к самостоятельным исследованиям, к глубокой проработке интересующего вопроса и свободе творческого замысла. Ситуация, когда вместо спонтанного творчества - четко ограниченные занятия без опоры на физические действия (математика по карточкам, чтение по букварю и т.п.), - лишает ребенка той самой сути мышления, то есть его креативности. Да, все будет упорядоченно и четко, но это будет чужое и пассивно усвоенное.
Если родители хотят поддерживать какое-то примерное расписание, то лучше сделать домашнюю группу (например, во вторник рисование, а в четверг ставим детские опыты по физике). Тогда расписание будет более логическим, чем "в одиночку", потому что группу легче "зажечь" одной темой и удерживать внимание на ней, когда вместе, тоже проще.
Я бы ставила задачей для дошкольного воспитания стимулирование творчества (творчества, а не выполнения задач с определенной единственной целью, как создание разных шаблонов типа детских раскрасок или "сделай по образцу") и предоставление возможности для развития игры (максимум собственной фантазии и минимум готовых средств). А это довольно сложно уложить в расписание.
Автор - Озерова Марина, педагог-психолог
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Новые статьи |
Опасны ли социальные сети для ребенка? |
|
|
Современные дети на «ты» с Интернетом и социальными сетями — Вконтакте, Инстаграм и другие сервисы часто являются темой для повседневного общения школьников |
| Низкая самооценка. Что делать? |
|
|
Психологи различают несколько основных видов самооценки у человека — низкую, среднюю и высокую. Если два последние типа редко доставляют человеку неудобства, то с низкой самооценкой все обстоит иначе. |
| Достопримечательности Грузии |
|
|
Каждый год Грузию посещает большое количество туристов. В этой стране каждый может найти что-то для себя, будь то горы или море, шашлык или вино. |
| «Ручная работа». Корзина из ивовой лозы. ВИДЕО |
|
|
Если вы давно хотели, но не знали, как сплести соломенную корзинку своими руками, смотрите это обучающее видео! |
| Что такое детокс? |
|
|
Этот иностранный термин дошел до нас нет так давно. Мы расскажем, что это значит и зачем он нужен нашему организму. |
|
|