Малыши-трехлетки с упрямством заявляют: “Я сам!”, а шестилетних детей порой невозможно убедить застелить их собственные постели поутру. Куда исчезает трудовой энтузиазм, и
как приучить ребенка помогать в домашних делах? Немножко практических советов для тех родителей, чьи дети вот-вот станут либо помощниками, либо лентяями.
Маленькие дети порой полностью копируют поведение взрослых. Мальчики играют, что они “пошли на работу”, девочки крутятся перед зеркалом, прихорашиваясь. Мир взрослых кажется детям очень интересным, и им так хочется попробовать жить “как большие”. Иногда именно это и подталкивает их на то, чтобы самим заняться тем же, что и папа с мамой: пылесосить, лепить пирожки, копаться под капотом автомобиля, протирать чашки из сервиза и т.д.
Желание попробовать что-то сделать самостоятельно присуще и тем детям, которые хотят самоутвердиться: “Я могу” и “Я сам” – их любимые выражения. Такие малыши достаточно упорны в своих намерениях и нередко добиваются хороших результатов в том или ином деле. Глядишь, а трехлетний упрямец уже обгоняет старшую сестру, одеваясь на прогулку вдвое быстрее, чем она. Стремление показать остальным, что он – первый, он умеет, позволяет таким детям быстро приобретать и совершенствовать самые разные навыки.
Родители практически всех детей сталкиваются с тем, что их крохи хотят помогать им или даже делать что-то сами по дому. Они толком и не умеют ничего, конечно, но упрямо просятся в “команду”, пробиваясь к раковине или хватаясь за веник. И тут родителям важно не делать некоторых ошибок, которые будут стоить им потом детского энтузиазма и желания помогать.
Как обидно это звучит, и как сильно воздействует на малыша подобная родительская установка. Это “не сможешь” воспитывает в ребенке нерешительность, развивает в нем сомнения в собственных силах и понижает его самооценку. Причем такое мнение о самом себе будет касаться не только домашних дел, но и любых других ситуаций в жизни.
Когда дело действительно слишком сложное для ребенка, нужно поблагодарить малыша за предложенную помощь и объяснить ему, в чем именно, по родительскому мнению, заключается трудность выполнения. Пусть ребенок просто понаблюдает, примет посильное участие: подаст что-то, принесет. Или и вовсе, можно дать ему несколько иное поручение – пусть пока выберет книжку, которую ему обязательно прочитает взрослый, как только освободится. Главное – не гнать ребенка, заявляя, что он все равно не справится с тем или иным делом.
Вообще-то, предлагая свою помощь и желая поучаствовать в процессе, ребенок и не думал мешать. Наоборот, он стремился быть полезным. И постоянно отгоняя детей, желающих проявить себя во “взрослых делах”, можно на корню погубить в них всякое стремление к инициативе.
“Не мешай!” звучит очень пренебрежительно. Подобный окрик словно дает ребенку понять, что его деятельность не только не нужна, но и вообще все только портит. В результате, когда малыш подрастет, он будет очень робок и неловок в своих действиях, подозревая: а друг он только мешает, и без него лучше?..
- Дай, сама быстрее сделаю!
Такие ситуации тоже нередки. Ребенку позволяют помочь, с умилением воспринимая его энтузиазм и с гордостью глядя на его старания. Но малыш неуклюже что-то делает минут пять, и толку нет. А время идет, и мама (или кто-то другой из взрослых) спешит. И тогда терпение старшего члена семьи заканчивается, и ребенка нетерпеливо отстраняют от дела, мотивируя это его медлительностью и неумелостью.
Конечно, взрослых в такой ситуации понять можно. Но все-таки лучше потратить лишние две минуты и поблагодарить кроху, сказав, что его помощь была очень важна, и теперь дело теперь пойдет еще быстрее. А он пусть пока поиграет или посмотрит, как теперь будет справляться взрослый.
Как приучить ребенка помогать и не отбить у него охоту к работе по дому?
Личный пример взрослых и мотивация сами по себе играют большую роль в процессе воспитания трудолюбия в ребенке. Если малыш видит, что мама и папа чем-то заняты, не раздражены процессом и довольны результатом, то и ему захочется принять участие в этом деле. А пообещав ребенку после уборки или иной домашней работы что-то интересное, можно быть уверенным в том, что он постарается на славу.
Дети любят сюрпризы, а заслуженные подарки вдвойне приятны. Конечно, речь идет не о том, чтобы придавать всей домашней работе рыночный характер: поработал – получил. Но порой стоит вознаградить ребенка за усилия и подарить ему, например, поход в кино или свежий выпуск любимого журнала.
Поручение ребенку мелких дел, являющихся частью крупного процесса.
Пусть малыш поможет загрузить белье в стиральную машину и нажмет кнопку “Пуск”, после того как мама выставит нужный режим стирки. Можно просить ребенка вытирать столовые приборы, помогать накрывать на стол (принести салфетки и хлеб, например, сможет и двухлетний кроха).
За любую помощь малыша обязательно нужно благодарить! Если требуется, стоит ему немного подыграть, незаметно для крохи выполняя большую часть работы так, чтобы он все-таки чувствовал себя умелым и нужным помощником. Со временем так оно и будет, главное – не убить в малыше стремление помогать взрослым.
Позволяя ребенку выполнять желаемое, родители поддерживают его инициативность и укрепляют его уверенность в собственных силах. И тут уже речь идет не просто о воспитании хорошего помощника для себя, но и о развитии в ребенке по-настоящему важных для успешной жизни черт характера.
источник anyutka.net