Одним из самых первых и необходимых умений является умение читать. С какого возраста лучше учить ребёнка читать? Считается, что самым оптимальным является 4-5 лет. Однако, сторонники раннего обучения утверждают, что наиболее важным периодом для интеллектуального развития является возраст от 3 месяцев до 3 лет.
«После трех уже поздно» – так называется знаменитая книга основателя японской ассоциации раннего развития Масару Ибуки, одного из крупнейших идеологов раннего обучения. Похожей точки зрения придерживаются создатели методик раннего умственного развития: Глена Домана, Зайцевы, Никитины… Авторы считают, что, чем младше ребенок, тем проще его обучать.
Когда можно начинать? Психологи выделяют несколько физиологических признаков:
Ребенок говорит предложениями. Крайне опасно начинать обучение чтению, если малыш еще не разговаривает. У некоторых детей, которых учили читать, например, по кубикам Зайцева до того, как они начали говорить, наблюдалась задержка речевого развития. Вместо того, чтобы участвовать в живом общении, они читали и писали с помощью кубиков.
1. Достаточно развит фонематический слух. Это означает, что малыш хорошо слышит каждый отдельный звук в слове, хорошо отделяет его от соседнего, знает, из каких звуков состоит слово. Он легко может подобрать, например, слово, которое начинается с буквы К, а заканчивается буквой А, или выделяет общий звук в словах «кошка, шуба, мышь».
2. У ребенка не должно быть серьезных логопедических проблем. Когда кроха не выговаривает половину алфавита, это, во-первых, нарушает фонематический слух, а во-вторых, мешает правильно читать.
3. Сформирована пространственная ориентация. Например, не вызывают сложностей понятия «право» и «лево». Ведь читать малышу придется непременно слева направо, и никак иначе. Когда пространственная ориентация хромает, ребятишки могут, например, читать слово с той буквы, которая в данный момент им больше нравится, «зеркалят», путают верх и низ (например, Р и Ь) и т.д.
Хотя четких возрастных норм здесь нет, но практика показывает, что обычно эти признаки появляются к пяти годам.
Есть и чисто психологические моменты. Знаменитый швейцарский психолог Жан Пиаже выделил несколько этапов в психологическом развитии ребенка.
- Сенсорно-моторный (от рождения до 2 лет). В этом периоде у малыша формируются физические ощущения, тактильная чувствительность.
- Образный (дооперациональный – от 2 до 7 лет). На первый план в этом периоде выходит символическая игра и освоение языка, формируется самооценка.
- Логический (период конкретных операций – от 7 до 11-13 лет). Ребенок учится сопоставлять факты, выстраивать логические умозаключения.
Очевидно, что умение читать лучше всего осваивать в третьем периоде. И, во всяком случае, нельзя идти против природы – учить ребенка логическим операциям, если он не прошел стадию символической игры.