Надо ли вообще готовить детей к школе, конкретнее, нужно ли учить их читать, считать и даже писать – давайте разберемся.
Вопрос не новый, он набил оскомину в рассуждениях ученых, учителей и сейчас особенно вызывает заботу родителей. Родители все больше понимают – "Надо, но как?".
Учителя долгое время повторяли за учеными - надо развивать, а учить – школа научит, даже одинаковые – ничего не знают. А на самом деле потихоньку радовались каждому ученику, уже читающему. И считающему тоже.
Но идут в школу разные дети. И последние годы разыгрывается спор, как учить тех и других - вместе или врозь. Если по-научному, то оказывается – врозь, надо разделить прямо на корню, т.е. с 1-го класса. Или уже потом, например, при переходе из начальной в среднюю школу. Так складываются, с одной стороны, гимназические школы (классы), лицеи. А с другой – отсевные классы выравнивания.
А если просто по-человечески посмотреть на такое разделение, то у меня прямо открытое желание на всех столбах развесить объявление – “учим сами!”. Поэтому, родители - если вы не хотите, чтобы ваш ребенок попал в класс выравнивания, готовьте ребенка к школе сами.
Однажды я заинтересовалась каким образом дети научаются до школы этому главному – читать. Обратим внимание на их ответы:
- Лариса - Просила маму почитать. А когда она читала, смотрела в книгу и запоминала буквы. Постепенно научилась читать сама.
- Катя - Буквы запоминала по азбуке и кубиках. Потом мне подарили книгу – Азбуку – и я начала читать.
- Артем - Из нашего окна был виден магазин Галантерея. Мне очень хотелось прочитать , что там написано. Я спрашивал маму - Какая эта буква, а эта? Спрашивал буквы на других вывесках. И так научился читать.
- Андрей - Научился от брата. Брат оставлял рабочие прописи на столе. Я срисовывал буквы, а потом спрашивал, что я нарисовал. Так научился читать.
- Юля - Мама со мной специально занималась.
Что ценно в таких случаях - yепринужденность. Этих детей никто не заставлял, они сами стремились узнать, постигнуть механизм чтения. Вот так, в непринужденной форме, используя различные ситуации, можно научить ребенка немного читать, считать. Хорошо ли это - lа, хорошо. Ведь ребенку сразу приходится включаться в напряженный ритм школьной жизни. И помогает ему в этом запас знаний.
Это дает ребенку возможность с самых первых уроков быть активным, уверенным в себе - невольно воспитывается способность к преодолению трудностей, постижению все новых и новых знаний.
Однако обрати внимание на ответы детей - научился от брата, от сестры, от соседки, от игрушек-кубиков. Только дона девочка сказала - мама специально занималась. И никто не сказал, что научили в детском саду. А ведь подготовка детей к школе в детском саду всегда имеется в виду. Эксперементируются разные программы, разные подходы.
А с какой подготовкой записываем в обычную школу, в обычные первые классы - один из всех записавшихся радует чтением, с десяток ребятишек – начинающим чтением чуть по слогам, знают буквы – таких побольше, есть не знающие букв даже совсем, особенно среди шестилеток.
Никакого счета, даже вычесть 1 многие затрудняются. Прочитают наизусть маленькое стихотворение, но никто не пересказывает. Это тоже удивляет.
А вот это настораживает. Мальчик Денис в этом году пойдет в школу. А пока готовится в детском саду. Но что это, прислушайтесь к нему - не говорите мне про школу, “Не хочу никакую математику!”.
Да, начинать учить с азов, где бы это ни было, в школе или в детском саду, очень трудно. Это надо уметь.
Наши пришли в школу год назад по объявлению на дверях подъездов. Пришли и сели. Без всякого взвешивания по тестам. Дети 4-5-6 лет начали путь с игры в школу. Занятия только по субботам, только 33*2 (минут). Учимся - да, учимся. Самое главное – доступно, интересно, результативно. Немаловажная деталь - рядом с малышами четырехлетками мамы сидят, так теплее и уютнее. Другие тоже напросились – “Можно и нам посидеть?”. Образовался амфитеатр
- еще одни плюс. На собрании я сказала родителям - Теперь вы можете помочь не только своему ребенку, а и соседскому при случае.
Из письма одной мамы - Учим, учим – и опять 2, ведь это трагедия какая-то. Еще пример. Девочка по серьезному тестированию пришла 1-й класс гимназии, 4 года начальной школы, напряженного учения, кстати, при одном выходном. Днем – в школе, вечерами – доучивание с мамой - диктанты, задачи – задачи, диктанты. Результат - сейчас в 5-м классе ребенок имеет твердую 2 по русскому и слабую 3 - по математике. И это действительно трагедия какая-то. Вот так, да дело – то в том, что учить помогать – это надо уметь, иначе все домашние учение превращаются в мартышкин труд.
Вывод - каждая мама должна пройти курс педагогического учения об этом в педагогическом вестнике, в котором в 1994 году открывается специальная рубрика. Всем известна истина – дети любят учиться, уточним - дети любят хорошо учиться. Об этом наша забота.
Специально для Портала Владдети.ру
Автор - Софья Лысенкова, народный учитель СССР