Детям 6-летнего возраста уже следует уметь определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.
Играя, проверьте эти знания ребенка (например, кладите игрушку под подушку, перед лампой - и просите сказать, где она находится). Если малыш что-то путает, спокойно объясните - и повторяйте время от времен подобные игры.
Кроме того, ребенок должен различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший).
Для тренировок вовсе не обязательны специальные занятия; их можно вести по ходу обыденной жизни. Так, малыши обычно любят помогать маме на кухне, накрывая на стол, расставляя посуду. Кстати, спросите: что такое посуда?
Какие навыки должны быть у дошколенка
Во-первых, они должны самостоятельно раздеваться и одеваться, справляться с застежками и шнурками, не забывать свои вещи, быстро складывать школьные принадлежности в портфель. Во-вторых, детям следует подчиняться дисциплине и понимать необходимость в течение определенного времени вести себя тихо, слушать объяснения учителя и отвечать на его вопросы. В-третьих, важно, чтобы будущие первоклассники умели знакомиться и дружелюбно общаться с другими детьми. В-четвертых, ребятам необходимы навыки личной гигиены, умение убирать посуду после еды, пользоваться общим туалетом.
А вот что первоклассник должен уметь в соответствии с нормами современной образовательной системы:
- ориентироваться во времени и в окружающем его пространстве;
- разговаривать четко и, при необходимости, выделять те или иные звуки в словах;
- запоминать и декламировать стихи;
- составлять небольшие предложения, чтобы рассказать о чем-либо или пересказать прослушанный текст;
- отличать сказку от рассказа и стихотворения;
- уверенно пользоваться карандашами и ножницами.
Детей надо приучать к правильному режиму дня, чтобы ранний подъем в школу не вызывал проблем, и нежелание выбираться из-под одеяла не становилось причиной опоздания на уроки. Таковы основные требования, которыми следует руководствоваться при подготовке ребенка к школе. Очевидно, что все поставленные задачи могут решаться только постепенно и последовательно, на протяжении нескольких лет.
Важно знать, что готовность к школе определяется не возрастом ребёнка и не умением читать и писать. Если коротко, то ребёнок готов к школе, когда он:
- хочет учиться, узнавать новое;
- может и способен долго заниматься одним делом;
- выполнять указания учителя потому, что это надо;
- при общении со сверстниками правильно оценивать свои поступки.
Что развивает мышление и координацию движений?
Игры с мячом, настольные игры по правилам, прятки, коллективные спортивные игры, эстафеты, игры с поэтапным выполнением нескольких заданий;
Командные виды спорта;
Лепка, рисование, работа с мозаикой, аппликацией, пазлы, конструирование, работа с ножницами.
Родителям нужно помочь ребёнку подготовить мышцы руки для будущего почерка (коррекция повышенного или пониженного тонуса мышц при помощи массажа), научить его расслаблять мышцы, «уронив» руки вдоль туловища.
Корнеева Анна, специально для Владдети.ру