Маленькие дети понятия не имеют о множестве вещей, хорошо знакомым нам. Родители выбирают, на что обратить внимание, какую купить книгу, игрушку, какой посмотреть мультфильм - это наш выбор и ребенок нам верит.
Экран вместо мамы Ребенок, увлеченный мультиком, не мешает заниматься своими делами или под просмотр проглатывает все, что вы ему предложили. Телевизор выручает, когда надо быстро сбегать в магазин, сходить к соседке, срочно позвонить или ответить по электронной почте. Получается, что мы добровольно предлагаем экран вместо себя. А потом недоумеваем - почему ребенка не оторвать от телевизора.
Это не выступление против телевизора и тем более против мультфильмов. Это попытка приручить экран, чтобы он служил нашим человеческим целям, а не заменял родителей. Телевизор, при разумном потреблении, может принести много пользы, он расширяет кругозор, способствует общему развитию, служит хорошим развлечением. Как выбрать мультфильм Сначала вспомним свое детство. Практически все любили смотреть телевизор, и тем более мультфильмы. Многие родители помнят, как они в детстве ждали начала спокойной ночи, малыши или в гостях в сказки. Выбор был невелик.
Сегодня все по-другому. Родительские предпочтения формируют репертуар просмотра подрастающего малыша. Одни утверждают, что ребенку полезно смотреть только старые отечественные мультфильмы, потому что они добрые и смысловые, только их покупают и показывают. Другие считают, что дите может смотреть любые мультфильмы, лишь бы они ему нравились. Правда, существует и другая точка зрения - любой мультфильм может послужить в умелых руках полезным занятием. Это значит, что просматривать (а затем и обсуждать) мультфильмы нужно вместе с детьми. И чем младше ребенок, тем это важнее.
Дело в том, что максимальная польза (или хотя бы минимальный вред) от просмотров зависит не столько от перечня фильмов, сколько от многообразных и многочисленных приемов и форм работы с экраном.
В самых общих чертах, выбор фильма зависит от:
- соответствия возрасту,
- соответствия конкретному опыту и ожиданиям ребенка (в группе – не так, как в семье),
- художественного уровня,
- развивающих задач, которые вы сегодня решаете.
Учимся видеть, слышать, думать Не всегда дети на экране видят то, что видят родители. Анимация – это концентрированный напиток с множеством содержаний. И для ребенка иногда оказывается важнее тот или иной персонаж, деталь или действие, на которое родитель вообще не обратил внимание. Именно поэтому совместное обсуждение так важно - не упустить момент, когда появляются страхи, или когда вдруг активно начинает работать воображение.
Как лучше организовать просмотр мультфильма Выберите на ваш взгляд самый лучший фильм, исходя из критериев, предложенных выше. Посмотрите его сами, без ребенка и составьте список вопросов.
Посмотрите с ребенком мультфильм. Обратите внимание на реакции ребенка во время просмотра. В какой момент оживился или расстроился, как сопереживал. Если ребенок испугался, заплакал, убежал в другую комнату, прекратите просмотр и проанализируйте, что так впечатлило ребенка.
После просмотра обсудите, что понравилось, а что нет, задайте приготовленные вопросы. С ребенком постарше можно договориться о том, что после окончания мультфильма он будет задавать маме вопросы. Дети живо включаются в игру и ловят маму на нюансах - какого цвета был шарик, кто первый побежал, что стояло на столе и т.д. Разговаривайте с ребенком после просмотра о том, что он увидел и что понял, какой эпизод и почему произвел на него большее впечатление. Предложите на следующий день или спустя несколько дней посмотреть еще раз этот мультфильм с остановками. Вы почувствуете, что ребенок начнет иначе смотреть фильм. А дальше включайте воображение - лепите и рисуйте с малышом персонажей, разыгрывайте ситуации из мультфильма, придумывайте другое окончание мультфильма или продолжение.
Что смотреть Список рекомендованных к просмотру мультфильмов вы можете составить сами. Только помните, что первые фильмы должны быть короткими, простыми и понятными маленькому зрителю. По тематике лучше всего – фольклор (народные сказки), затем – авторские сказки, увязанные с современными реалиями (например, сюжеты о Чебурашке, Карлсоне, Простоквашино и т.п.). Хорошо начинать с музыкальных мультфильмов или созданных по мотивам известных стихов Энтина, Маршака, Барто, Чуковского, Токмаковой, Хармса и др.
У профессионалов лучшим мультфильмом всех времен и народов считается - Сказка сказок Юрия Норштейна. А японцы назвали таковым его же Ежика в тумане. В художественном отношении хороши фильмы Ф.Хитрука, И.Иванова-Вано, Э.Назарова, Ю.Норштейна, Л.Атаманова, Р.Качанова, И.Аксенчука, Б.Степанцева и многих других мастеров. Есть еще много отличных режиссеров английских, американских, чешских, французских, польских, итальянских, эстонских – только все это труднее раздобыть.
Осторожно относитесь к избыточно динамичным мультфильмам, пресыщенным героями и событиями. Очень интересно и важно смотреть мультфильмы, сделанные самими детьми. В последнее время анимационное кино развивается в двух направлениях. Это короткометражные сериалы и полнометражные мультфильмы. Для маленьких зрителей лучшим будет смотреть короткометражные сериалы, поскольку трех-четырехлетнему ребенку будет сложно уследить за сюжетом полнометражного мультика и тем более длительный просмотр создает большую нагрузку на его психику и глаза. Короткометражные сериалы можно ограничить одной или двумя (в зависимости от возраста ребенка и продолжительности серии) сериями в день.
Но лучше не смотреть две-три серии подряд. Делайте перерыв на обсуждение. Ребенок ведь только учится с помощью взрослых адекватно оценивать показанные ситуации, разбираться в тонкостях эмоций и оттенков. При просмотре двух мультфильмов подряд впечатления могут наложиться одно на другое. А для ребенка важнее углубление в одной теме, чем скольжение по сразу нескольким. Нужно время на размышление, а не сразу следующий мультфильм. Мультфильмы и книги Если мультфильм сделан по какому-то произведению, то лучше - сначала читать книгу или смотреть фильм. Однозначного ответа нет. Некоторые мультфильмы хорошо дополняют восприятие книги, а некоторые настолько далеки от основного сюжета, что может лучше их и вообще не связывать.
Если вы решите и читать, и смотреть, то лучше начать с пересказа своими словами. Тогда в контакте, глаза в глаза, вы поймете, насколько интересна эта тема ребенку, как он реагирует, есть ли всплеск на сюжет. Пересказывая книгу, интонируйте, включайте мимику, жесты, даже движения. Потом можно вместе почитать и посмотреть мультфильм.
Первая ласточка К сожалению, ни нас, ни наших детей никто не учит, как и что смотреть на экране. В Эстонии, например, много лет назад в школьные программы был официально введен курс по экранным искусствам. Дети не просто учили теорию, они выполняли практические задания, входили в кухню кино и ТВ. В России эта идея не прошла. Автор - Татьяна Мирошник