Практически каждый день мы переступаем порог супермаркетов, однако не задумываемся о том, как повседневно и незаметно здесь нарушаются наши права. А избежать этого сегодня довольно просто – достаточно лишь знать свои гражданские и потребительские права и помнить, что законодательство практически всегда на стороне потребителя.
Сдавать ли сумку в камеру хранения Первое, с чем мы сталкиваемся, зайдя в супермаркет – это настойчивая просьба сдать сумку в камеру хранения. При этом на самом видном месте рядом с ящиками красуется надпись, что администрация не несет ответственности за сохранность сданных вещей.
Основное, что нужно помнить в этой ситуации – покупатели не обязаны сдавать свои сумки, вне зависимости от их размеров и содержимого, а охранник не имеет права досматривать их ни на входе, ни на выходе или запрещать посетителю зайти на территорию магазина.
В действительности покупатели не обязаны при входе в магазин сдавать свои личные вещи в камеру хранения - это дело добровольное. Принято считать, что, сдав сумку, потребитель заключает с этим магазином договор о безвозмездном предоставлении услуг по хранению своих вещей. А принуждать вас к заключению такого договора не может никто и магазин об этом отлично знает. Заставляя сдавать сумки, работники магазина нарушают принцип свободы заключения договора, который записан в статье 421 Гражданского кодекса. Также в пункте 13 Методических указаний розничной торговли написано, что нельзя обязывать покупателей оставлять личные вещи (сумки, портфели) в ячейках камер хранения. Единственно возможное корректное предложение администрации в этом случае – бесплатная упаковка личных вещей посетителей в вакуумный пакет. Также работники магазинов не должны требовать от покупателей при входе в торговый зал предъявления приобретенных в других предприятиях товаров, а при выходе — проверять правильность чека и осматривать вещи покупателя. Это сказано в пункте 34 письма Комитета РФ по торговле - О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети, №1-314/32-9 от 17.03.94.
Если же работники магазина категорически настаивают на том, чтобы покупатель сдал свои личные вещи в камеру хранения, а иначе не пускают в магазин, то вы вправе потребовать книгу жалоб и предложений и оставить в ней соответствующую запись с указанием о нарушении прав потребителей. Ведь отказывая во входе, магазин нарушает принцип публичности договора (ст. 426 ГК РФ), поскольку магазин не имеет права отказать в продаже товаров гражданину при наличии возможности продать соответствующий товар или оказать услугу (занесенная в зал сумка продаже никак не препятствует). Теоретически можно даже вызвать милицию для составления протокола об административном правонарушении по ст. 14.15 КоАП РФ, в которой говорится о нарушении установленных правил торговли. Со своей жалобой вы можете обратиться в Роспотребнадзор, и магазин будет оштрафован за административное правонарушение по этой статье от 100 до 300 МРОТ.
Что делать, если сработал магнитный детектор на выходе Причины, по которым может сработать магнитная рамка в крупных продуктовых супермаркетах или магазинах, самые разные – металлические и намагниченные предметы, дисконтные карты и даже металлизированные полоски на некоторых валютах. Поэтому срабатывание магнитной рамки не служит доказательством совершения кражи и не может быть поводом для задержания и обыска покупателя службой безопасности магазина.
Сотрудники магазина могут лишь вызвать наряд милиции и вежливо предложить дождаться ее, однако настаивать или удерживать покупателя силой они не имеет права – на его стороне ст. 203 УК РФ, по которой за такое превышение полномочий охраннику грозит лишение свободы до 8 лет. Если покупатель не хочет дожидаться милиции, он может покинуть магазин, и максимум, что может сделать охранник – это сопровождать его по дороге, сообщая милиции о передвижении.
Вход с детскими колясками Многие молодые мамы не раз видели вежливые объявления на дверях магазинов – им предлагается заходить на торговую территорию без коляски, чтобы не затруднять шопинг остальных покупателей.
В действительности магазин не имеет права ограничивать таким образом права молодых мам и инвалидов-колясочников, в качестве аргумента можно привести статью 429 ГК. Как правило, магазины ссылаются на собственные уставы, которые в действительности являются их внутренними документами и не могут применяться к покупателям. Альтернатива, которая не противоречит закону – сотрудники могут сами наполнить корзинку нужными продуктами и принести их к кассе, либо назначить ответственного, который присмотрит за колясками, пока родители будут совершать покупки.
Что делать, если неоплаченный товар случайно разбился Если покупатель нечаянно разобьет бутылку или банку, то, согласно Гражданскому кодексу, он не обязан оплачивать ее стоимость. По статье 459 ГК, все риски за сохранность продукции, а также ответственность за некачественный мерчендайзинг и узкие проходы лежат на продавце. И точно так же, как на многих предприятиях требуется экспертиза промышленной безопасности, крупным магазинам стоит провести внутренний аудит проходов и аллей между полками на предмет комфорта и безопасности покупателей.
Единственное исключение при повреждении еще неоплаченных товаров – в случае если есть свидетели или видеозапись того, что порча была преднамеренной, магазин вправе выставить иск покупателю, например, за мелкое хулиганство. Что делать с мелкими монетами, крупными купюрами и поврежденными деньгами Еще одна довольно частая и неприятная ситуация – кассир отказывается принимать мелкие копеечные монетки или рваные деньги, в лучшем случае объясняя это тем, что в дальнейшем ему придется расплачиваться ими с другими покупателями.
Однако покупателя такая проблема волновать не должна, точно так же, как и затруднения кассира в выдаче сдачи с крупной купюры. Все эти деньги – валюта Российской Федерации и, согласно письму Министерства финансов №104, магазины обязаны беспрекословно принимать их.
Все комментарии на форуме