Не пропустите
Сделать стартовой | Добавить в избранное
Присоединяйтесь к нам

Поиск
Поиск поможет быстро найти нужный материал
погода во Владивостоке
Магазин
Товары для детей и их родителей, новости и акции магазина
Заходите в наш Instagram
Автокресло Carmate Saratto Cruise 4S
Автокресло AVIONAUT Glider SOFTY ISOFIX Польша
Автокресло Recaro Monza Nova IS Seatfix Германия
Автокресло Recaro Monza Nova2 Seatfix Германия
Новости, акции
Товары для детей
Детские автокресла
Форум
Темы, которые обсуждают пользователи на форуме
На какие спортивные мероприятия вы ходите у себя в городе?
Удаленная работа для мамочек в декрете
Слушать музыку
Иммунитет укрепляем
Окна
Боюсь варикоза
кровоточат десна
Сильная боль в горле
Расстались перед свадьбой
какие книги вы читаете?
Популярный рецепт: торт муравейник
Волнистый попугайчик. Плюсы и минусы.
Вход | Регистрация
Смотреть весь форум
Самые активные темы
СЕГОДНЯ
НЕДЕЛЯ
гороскоп

Ребенок под прессом учебы


Опубликовано - 5-01-2011, 08:00 / Просмотров - 3148
Статья относится к категории(ям) - Взаимоотношения в семье, общение, Проблемы школьников, Готовимся к школе
podpressbigОпыт показывает, что результаты учебы в школе — не главный фактор дальнейшего жизненного успеха в общепринятом материальном понимании. У каждого человека свой, ни на кого не похожий график развития - плохие ученики оказываются гениями, а вундеркиндам не хватает жизненных сил на творческое долголетие.

По-взрослому не понимают

У кого-то из школьников стремление соответствовать ожиданиям взрослых, желание быть хорошим забирает в детстве такой огромный жизненный ресурс, что потом всю жизнь хочется отдохнуть. Особенно стараются в школе девочки, у которых и природа, и традиционное воспитание закладывают потребность нравиться, в том числе учителям и родителям. Тех же ребят, кто не слишком обеспокоен их одобрением или имеет не востребованные в школе способности, подвергают, как правило, самым разнообразным дополнительным воспитательным мероприятиям. Иногда это продуманные меры, иногда просто всплески отчаяния взрослых.

Поиски аргументов в пользу хорошей учебы неизменно приводят к угрозам бедности и низкому статусу в будущем. Родители свои взрослые страхи пытаются навязать ребенку в дополнение к его детским. Если уж хотите грамотно манипулировать страхами, так используйте реальные, например гнев или огорчение учителя и родителя (работает в младшем возрасте), статус в среде ровесников у подростков. Запуганный человек всегда хорошо управляем, правда, только при выполнении примитивных задач — таких, как школьные. А дальше пусть взрослеет, пусть поборет свои страхи. Если получится.

Как правило, ребенок не в состоянии понять и оценить будущих выгод образования, у него еще не сформирован механизм предвидения, прогнозирования. Та самая детская непосредственность — это и есть жизнь в настоящем, здесь и сейчас. Далекое, взрослое будущее чаще всего не может быть мотивом заинтересованности в учебе для школьника. Рассчитывать на это ошибочно.

Если ребенок упорно не хочет учиться, взывать к его сознательности, апеллируя к взрослым ценностям, не имеет смысла, а вот испортить отношения, ухудшить взаимопонимание на всю оставшуюся жизнь можно. Ребенок способен, осознавая свою слабость и зависимость от взрослого, сделать вид, что думает о будущем, но зачастую это обман других или самого себя. Соглашаясь с родителями, он либо хочет им нравиться, сохранить хорошие отношения, либо утратил надежду, что будет понят.

Поэтому если учеба стала проблемой, не зазорно "завлекать", особенно младшего и среднего школьника, сиюминутными выгодами и поощрениями. Для каждого они свои, индивидуальные. Выбирать их нужно, не только учитывая характер детей, но и корректируя его.

Вот задачка для читателя. Предположим, ребенок деловит, меркантилен, склонен использовать людей. Вы ему предлагаете, с учетом этих востребованных сегодня во взрослой жизни качеств, материальное вознаграждение за хорошие оценки. Это может сработать.

Возможный прогноз - прагматизм вы доведете до полного цинизма, отказа от других ценностей, кроме материальных. Это обеднит и спектр удовольствий, и саму личность ребенка, деформирует систему ценностей, может сделать недоступной полноту чувств. Такого юного делового человека лучше наградить по-другому - совместной прогулкой, фильмом, экскурсией туда, куда хочет он, а не вы, днем непослушания, игрой "Ты — начальник".

Если же ребенок наоборот излишне романтичен, слишком отстранен от реальной жизни, то, возможно, стоит познакомить его с экономическими понятиями на практике, установив тарифы на конкретные достижения в учебе — это только расширит кругозор. Но вот что подойдет именно вашему наследнику — это главный вопрос, а ответ зависит от семейных ценностей, от осмысленности моделей семейного воспитательного поведения. Нельзя подгонять их под навязанные кем-то правила, ведь каждая семья уникальна.

Часто причиной плохой успеваемости становятся эмоциональное напряжение, страхи, психологическая травма. Не будучи осознанными, они "съедают" психический ресурс школьника, ему становится не до учебы, и он сам не знает, почему. Разблокировать способности такого ребенка сможет чуткий педагог, специалист-психолог, счастливая случайность — книга, фильм, беседа с посторонним человеком.

Родители — слишком значимые, а потому зачастую напрягающие фигуры для ребенка. Если они дают понять, что учеба наследника их не устраивает, для него это означает лишь одно - со мной что-то не так, я не оправдал ожиданий, я хуже других, усиливается естественное, присущее любому из нас чувство неполноценности, растет тревога, подпитываемая расспросами и недовольством взрослых, а также тем, что ребенок, как и все мы, грешные, плохо себя понимает.

Выражаются эти негативные чувства у всех по-разному - у кого-то это ненависть к школе, у другого — чувство вины перед родителями, у третьего — бравада и грубость, уход от неприятного в разных формах, в том числе болезней и так называемых школьных неврозов. Распознать корень проблемы бывает сложно всем участникам "учебной тревоги".

Лучше всего — длинный любопытный нос

Не в обиду будь сказано школе, но там нужна лишь хорошая память да разборчивый почерк. Как бы сильно ни горели любознательностью глазки первоклассника, как бы хорошо ни сформировали у него родители и специалисты дошкольных учреждений пресловутую психологическую готовность к школе, уже ко второму классу от этих прекрасных намерений мало что остается. Глазки потухают, но никто по этому поводу не бьет тревогу. Познавательный интерес ребенка остается за рамками школьного обучения, его приносят в жертву оценке, дисциплине.

Иногда мне кажется, что учителями стали все девочки, любившие играть в школу в детстве. Они получают удовольствие от самого процесса - ставить отметки, записывать домашнее задание на доске, следить за правильной осанкой учеников. За этими, безусловно, очень нужными делами теряется сама сущность школы — познание. Не знание как эквивалент оценки, которое можно предъявить на вступительных экзаменах вместо конкретной суммы, а знание как интерес, если хотите, увлечение, забава, игра интеллекта.

Такое отношение в какой-то степени присутствует в младшей школе, но дальше даже творческие учителя, а их немало, считают приоритетом — дисциплину, а результатом — оценку. Все чаще познавательный интерес выносят за скобки, не принимают во внимание его существование.

Под личную ответственность

Совместную со взрослым подготовку к урокам можно рекомендовать только иногда в начальных классах. Чем раньше ребенок почувствует личную ответственность за свою учебу, тем лучше. Если же родители дадут понять, что слишком заинтересованы в хорошей учебе отпрыска, последствия могут быть разные — от излишней тревожности неуверенного в безусловной родительской любви ребенка до нормальной, не лишенной мудрости человеческой позиции - кому больше нужно, тот пусть и парится. Не отнимайте у детей их чувства, переживания и желания, у вас и своих достаточно.

Это трагедия многих хороших, ответственных родителей - чем больше они стараются дать ребенку, тем меньше отдача. А механизм прост - внутренний контроль не формируется, так как его заменяет интенсивный внешний. Это как у наркоманов — радость приходит только через шприц, не обусловлена изнутри. Она сильная, но ненастоящая и этот суррогат слишком дорого обходится. Родители, слишком сильно контролирующие учебу детей, способствуют их зависимому поведению, а как это может аукнуться в будущем — можно только предполагать. Зависимость многогранна, непредсказуема, многолика.

И маленький, и взрослый имеет право на неудачу. Двойка — прежде всего проблема ребенка, а потом уже родителей. Если кажется, что ученик не переживает за учебу, скорее всего, это ошибочное впечатление.

Когда возникают трудности с учебой, неуместным будет предлагать ученику готовое решение - взять репетитора или позаниматься дополнительно самому. Ведь главная задача родителей — не решать проблемы вместо детей, а научить их находить решение самостоятельно.

Правильным будет любой ответ, если он исходит от самого ребенка. Самый лучший, конечно, "я могу позаниматься" или "давай пригласим репетитора". Или - "помоги мне контролировать время, проводимое за компьютером". Но может быть и - "а ну ее, эту математику, буду поступать на исторический". Или даже - "не хочу учиться". Это тоже можно принять, сделать выводы, построить концепции дальнейшего развития с учетом реального положения, спокойно объяснить все последствия, почаще употребляя фразы "это тебе решать", "ты хозяин своей жизни", "как сам знаешь, я смогу тебе помочь тем-то и так-то". Беседовать с ребенком — это, прежде всего, слушать и слышать. Никто из нас не бросается с восторгом выполнять чужие планы. Вспомним - плановое социалистическое хозяйство не смогло конкурировать с основанным на личной предпринимательской инициативе.

Послушание — это не мое

Бывает, что хорошая учеба построена на страхе. На страхе наказания, на страхе будущего, на страхе потери одобрения и любви родителей. Ведь любовь родителей — главный ресурс ребенка, дающий все необходимое для выживания - еду, ласку, информацию, эмоции. Слов нет, мотивация страхом работает железобетонно, и не только в детском возрасте. Человек с сильным типом нервной системы сможет противостоять страху, но ребенок, скорее всего, для этого еще слаб. Сила приходит постепенно. Воспитанные на страхе, многие из нас на всю жизнь теряют способность действовать независимо, по капле выдавливая из себя послушного ребенка. Послушные же взрослые спросом не пользуются.

Не слишком ли высокая цена за возможность похвастаться перед знакомыми хорошей учебой сына или дочери или вы хотите, чтоб ребенок имел опыт успешности, опыт победителя. Но ведь невозможно быть победителем во всех видах спорта. Ищите, в чем именно ваш ребенок наиболее успешен, и уже тогда старайтесь его поддержать.

Автор - Алевтина Шевченко


Похожие статьи
Есть ли совесть у ребенка?
Готов ли ребенок к школе?
Домашний ребенок идет учиться
Синдром дефицита внимания и гиперактивно...
Опять двойка?
Комментарии

 

 

 

 

 

 

Место для
рекламы (B)

Новые статьи

Опасны ли социальные сети для ребенка?

Опасны ли социальные сети для ребенка?
Современные дети на «ты» с Интернетом и социальными сетями — Вконтакте, Инстаграм и другие сервисы часто являются темой для повседневного общения школьников

Низкая самооценка. Что делать?

Низкая самооценка. Что делать?
Психологи различают несколько основных видов самооценки у человека — низкую, среднюю и высокую. Если два последние типа редко доставляют человеку неудобства, то с низкой самооценкой все обстоит иначе. 

Достопримечательности Грузии

Достопримечательности Грузии
Каждый год Грузию посещает большое количество туристов. В этой стране каждый может найти что-то для себя, будь то горы или море, шашлык или вино.

«Ручная работа». Корзина из ивовой лозы. ВИДЕО

«Ручная работа». Корзина из ивовой лозы. ВИДЕО
Если вы давно хотели, но не знали, как сплести соломенную корзинку своими руками, смотрите это обучающее видео!

Что такое детокс?

Что такое детокс?
Этот иностранный термин дошел до нас нет так давно. Мы расскажем, что это значит и зачем он нужен нашему организму.
Портал Владдети.ру
© 2011-2012 Портал Владдети.ру - удобная и динамически развивающаяся площадка, объединяющая родителей города Владивостока и всего Приморского края. Здесь можно узнать массу интересной и полезной информации, а так же высказать свое мнение и поделиться интересным материалом с другими посетителями. При использовании материалов с Портала Владдети.ру ссылка на vladdeti.ru обязательна.
Главная | Подробнее о портале | Детские автокресла
| Форум Владдети.ру
Живи с Порталом Владдети.ру
Здесь вы найдете все возможные способы поддержки и развития интересного и замечательного Портала Владдети.ру. Присоединяйтесь к нам и вместе мы сможем сделать Портал Владдети.ру еще лучше.
Предложить актуальную статью
Опубликовать свою статью
Задать вопрос редакции
Размещение рекламы
Реклама