Хотите хорошую семью и хороших детей? Создайте систему и последовательность в любой сфере своей деятельности: систему построения отношений со всеми членами семьи, систему общего домашнего труда и ведения хозяйства; систему отдыха, проведения выходных и праздничных дней; систему обращения с деньгами; систему интеллектуальных, спортивных и иных совместных занятий с вашими детьми. И т.д. и т.п. Для достижения успеха в любом деле нужна стройная продуманная система.
Кстати сказать, если в вашей семье установлена, скажем, система еженедельных уборок, то вам не придется заставлять вашего ребенка убираться в квартире и помогать вам во всех домашних делах, напоминая ему сто раз о необходимости пропылесосить все комнаты в субботу. Ребенок будет твердо знать и привыкнет, что суббота — это день уборки квартиры, и все в этом участвуют.
Своей же бессистемностью, спонтанностью, неожиданностью и непредсказуемостью мы, родители, лишь запутываем своих детей в своих требованиях к ним.
Сам себе организатор
Ребенок не участвует в домашнем труде? Значит, взрослые не создали стройную систему ведения домашнего хозяйства с четким распределением обязанностей и определенными требованиями ко всем членам семьи. Ребенок не хочет учиться, не проявляет особой охоты к чтению? Значит, взрослые не создали в семье системы постоянных интеллектуальных занятий и тем самым не привили ребенку элементарных навыков умственного труда. Или же, уважаемые взрослые, созданные вами системы оказались неэффективными. Они, попросту говоря, не работали на поставленные цели. Значит, надо либо отказаться от этих целей, либо создать новые, более действенные системы.
Просто мысль: Ребенок не может быть сам себе организатором. Сам ему организатором и систематизатором должен стать родитель. Детям нужна рутина. Им просто необходима система во всем. Детям гораздо спокойнее и комфортнее жить, если в их жизни присутствует определенный ритм, предсказуемость, повторение одних и тех же хорошо понятных им событий, явлений и дел:
- рутина утра;
- рутина послеобеденного времени после возвращения из школы домой;
- рутина вечера и времени перед сном;
- рутина воскресных и выходных дней.
Вырастая в организованной нами, родителями, системе, системности, рутине и ритме, дети наши сами становятся организованными людьми. Они приобретают навыки создания самостоятельной системы жизни, собственного ритма работы и учебы. Дети, растущие в хорошо отлаженной рутине и четком ритме, созданном взрослыми, более спокойные, уверенные в себе и более работоспособные. Они сами способны (или будут способны в будущем) выстроить стройную систему в любой сфере собственной жизни. В их детстве нет хаоса, непредсказуемости, беспорядка. И, скорее всего, не будет этого и в их взрослой жизни. И еще. Вам не надо усиливать дисциплину для вашего ребенка. Вам лучше взращивать и лелеять в нем самодисциплину!
Просто мысль: Лучше всего дети учатся на примере собственных родителей.
Поэтому, уважаемые взрослые, учите ребенка организованности и системности во всем. Для этого, прежде всего, вы сами должны вносить системность и порядок в любую сферу жизни и деятельности ребенка. Если же вы этого делать не будете, то для начала весь ваш дом погрязнет в завалах игрушек, книжек, бумаг, одежды и других предметов. А закончиться это все может несчастной жизнью вашего выросшего ребенка, жизнью-хаосом, жизнью-неразберихой, жизнью-кошмаром.
Про "разборки" с детьми
С раннего детства вашего ребенка начинайте устраивать у себя дома разного рода "разборки". И лучше делать это по определенному расписанию. "Разборки" могут быть самыми разными:
- Игрушечные "разборки" или "разборки" с игрушками. Это когда вы вместе с ребенком разбираетесь в детских игрушках и наводите в них порядок.
- "Дела бумажные". Это — наведение порядка с тетрадками, альбомами и разными прочими бумагами, их упорядочивание и систематизация.
- "Вещевой десант". Т.е. наведение порядка с вещами и одеждой.
- "Генеральная" уборка. Это — уборка всего дома, возглавляемая "генералом". "Генералом" может быть кто угодно. Можно таковым назначить и вашего ребенка.
- "Капитальная" уборка. Уборка всего дома, возглавляемая "капитаном" вашей семейной команды. "Капитаном" по очереди может быть каждый член семьи.
- "Украшательная" уборка. Она особенно хороша перед праздниками (Рождество, Новый год, 8 Марта и т.п.) и знаменательными датами (день рождения кого-то из семьи, день свадьбы родителей и т.п.).
Хорошо с детьми организовывать и самые разные "марш — броски", "акции ликвидации" и "трудовые десанты". Например:
- "марш-бросок" на письменный стол для наведения там порядка,
- "марш-бросок" на кухню для приготовления чего-то вкусненького,
- "марш-бросок" к полке с обувью для приведения всей обуви в порядок,
- "марш-бросок" на книжные полки (шкафы) для упорядочения всех имеющихся там книжных сокровищ.
- "трудовой десант" на балкон (лоджию), или "акция ликвидации" балконного завала,
- "акция ликвидации" старых ненужных вещей,
- "акция ликвидации" накопившейся стеклотары.
Всегда вводите ребенка в курс дела, что будет дальше. Он должен знать, чего ожидать. Если же отклоняетесь по каким-либо причинам от созданной вами системы, то спокойно и толково объясните причину и определите точную дату, на которую переносите отменяемое дело.
Пусть вашим девизом станет: "Порядок и системность во всем, плюс организованность всей семьи!"
Семейный менеджмент, или Сам себе менеджер
Станьте сами себе менеджером. Таким сами семье менеджером. Найдите каждому дело или дела, за которые он ответственен. Распределите правильно роли в любом совместном семейном деле.
Просто пожелание: Талантливого вам и эффективного менеджмента вашей семейной жизни! Многообразия и разнообразия ролей в ней! Много вам ролей — хороших и добрых!
Из системности, которую мы создаем ребенку во всех сферах его жизни в детстве, складывается его дисциплинированность и успешность его будущей взрослой жизни. Из бессистемности и хаотичности получается его недисциплинированность и не успешность. Но в создаваемой нами, взрослыми, системности в повседневной рутине нам не надо забывать и о разнообразии будней жизни. А разнообразить их, сделав интересными и содержательными, можем для детей тоже только мы, взрослые.