Среди людей левши составляют примерно 15 %, то есть левшой является каждый седьмой. Человек, являющийся левшой, в основном использует левую руку намного чаще, чем правую; левша преимущественно будет пользоваться левой рукой для личных нужд, приготовления еды и так далее.
Рука, используемая для письма, не является точным индикатором лево-(право-)рукости. Так, множество левшей пишут правой рукой, используя левую руку для выполнения большинства других задач.
Причины леворукости
Всему живому присуща асимметрия, и наши парные органы тоже не исключение. Один из них обязательно берет на себя главную роль, а другой подчиняется. Окажется ли правая или левая рука ведущей, зависит от трех факторов: наследственности, воспитания и возможных нарушений, полученных малышом в результате перинатальных осложнений и родовых травм. Обычно доминирующая рука связана с ведущим полушарием головного мозга, противоположным по отношению к нему: если доминирует правое полушарие, то ведущая рука левая.
Леворукость – не прихоть и не дурная привычка, а результат особого устройства мозга, индивидуальная (чаще врожденная) особенность ребенка (примерно такая, как цвет волос или темп речи), а значит, ее нужно просто принять, а не ломать и, тем более, пытаться перестраивать.
Психологические особенности левшей
Каждое полушарие отвечает за свой особый тип обработки информации:
- правое – "образное" полушарие, обрабатывает информацию мгновенно, воспринимая ее как целостный образ;
- левое – "логическое" – обрабатывает информацию последовательно, перебирая все возможные варианты.
Отличия левши от правши не заканчиваются только лишь на том, что один ребенок активнее пользуется левой рукой, а другой – правой. Все намного сложнее, но главное отличие состоит в том, что у левшей другой способ переработки информации, поступающей из окружающего мира, другие эмоциональные реакции на эту самую информацию.
Поэтому есть ряд психологических особенностей, которые отличают левшей от праворуких детей. Вот основные из них:
- левши обладают прекрасной пространственной ориентацией, "чувством тела", отличной координацией движений, более подвижны, чем правши;
- они более успешны в изучении геометрии благодаря ее пространственной природе, а вот с арифметическим счетом у них проблемы, т.к. эти действия требуют логики, последовательного мышления, а это функция левого полушария;
- они прекрасно справляются с различными заданиями на обобщение, но "схватывание" целостного образа изображения вместо его поэтапного анализа мешает им овладевать чтением;
- левшам сложнее овладеть грамотной устной и письменной речью (способность к активному воспроизводству речи у них выражена гораздо слабее, чем к пониманию слов);
- они плохо выполняют деятельность, требующую постоянного самоконтроля;
- более (чем правши) эмоциональны, впечатлительны и ранимы, в связи с чем чаще могут испытывать чувство обиды, гнева, быть раздражительными, особенно в ситуации затруднений, которые встречаются у них нередко;
- левши наделены богатым воображением, склонны к фантазированию.
Леворукие дети нуждаются в дополнительной помощи на начальных этапах обучения письму, так как процесс письма дается им особенно трудно. Их манера письма отличается от манеры письма праворуких детей, поэтому в самом начале обучения необходимо дать возможность ребенку выбрать наиболее удобное для него положение руки при письме. Существует несколько способов держать пишущий инструмент: ручка составляет одну линию с рукой, при этом кисть левой руки с ручкой находится под линией письма. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходиться выворачивать кисть руки, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное.
Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны.Все три пальца по возможности вытянуты и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца. Держать ручку, которая должна составлять одну линию с рукой, нужно свободно, не зажимая ее слишком сильно и не выгибая сильно указательный палец.
Часто дети спонтанно приходят к другому способу письма, когда кисть левой руки с ручкой повернута к груди пишущего и располагается над строкой, при этом рука находится в так называемом инвертированном положении, а свободный конец ручки направлен от пишущего. Лист бумаги располагается с наклоном влево.
Если же ребенок располагает руку под строкой, в положении, аналогичном тому, как пишут правой рукой, то лучше обучить его более удобным приемам письма, так как такое положение руки серьезно затрудняет процесс обучения.
Еще сложнее приходиться леворуким детям, которые испытывают дополнительные трудности, вызванные их психологическими и физиологическими особенностями. при письме у левшей наиболее часто возникает проблема зеркального написания, темп их письма очень медленный, а почерк далек от каллиграфического.
От того, каким пишущим инструментом пользуется ребенок, во многом зависит успех и легкость формирования навыка письма и, конечно, скорость и качество письма. Все имеет значение: форма ручки, ее толщина, материал, из которого она изготовлена, качество чернил.
Очень важно, чтобы ручка или карандаш, предназначенные для обучения письму детей, учитывали фактор право- и леворукости, так как манера письма левшей и правшей отличаются, а также соответствовали возрастным особенностям и психофизическим характеристикам ребенка.
Кстати, у левшей есть праздник - международный день левши, отмечаемый ежегодно 13 августа.