Однажды на одной очень популярной радиостанции проходил кастинг на вакантную должность ведущего радиоэфира, или, другими словами, ди-джея радио. Народ, оповещенный заранее, валил в офис немыслимой толпой. Каждый хотел попробовать себя и использовать свой шанс - еще бы, ведь такая работа – просто мечта!
Тем не менее, толпа потихоньку редела, а вакансия все еще была свободна. Ни один из тех, кто садился у микрофона в студии, чей голос записывался в архив, не подошел. Почему? Неужели работать в прямом радиоэфире – такая великая премудрость?
Кандидатский минимум
Вопрос, что называется, риторический. Разумеется, как и любая работа, эта тоже имеет свои профессиональные примочки и хитрости. И если вас все же не оставляет мысль о том, что в один прекрасный день вы непременно окажетесь в студии, перед носом у вас будет маячить диковинного размера микрофон, а ваши шутки услышит как минимум целый город, то позвольте дать вам несколько советов.
Голос
Голос – это визитная карточка любого радиоведущего. Естественно, тембр этого голоса не должен вызывать отвращения у тех, кто настроил радиоприемник на любимую волну. Он должен быть приятным. Конечно, у каждого свой вкус, в том числе и на голоса, но прокуренный, например, голос, как правило, вызывает стойкую отрицательную реакцию. Все остальное – вполне допустимо: и легкая, сексуальная хрипотца, и девичья звонкость, и жизнерадостный тенор, баритон и так далее.
Дикция
Она однозначно должна быть четкой и безупречной. Никакой каши во рту, никакой шепелявости, картавости и неспособности произносить кое-какие буквы алфавита – это строгое правило. Кстати, к жестким табу относится и акцент – будь то редуцирование гласных и окончаний, то бишь, их проглатывание, либо речь нараспев. Первое, что должен сделать каждый, кто хочет работать на радио – заняться чисткой и совершенствованием своего речевого аппарата.
Грамотность
Безграмотный человек вообще – это трагедия. Безграмотный ди-джей – это катастрофа, цунами, ураган Катрина и Великий потоп. И все это в одном флаконе. Правила русского языка мы все учили в школе – кто-то усвоил школьную программу лучше, кто-то хуже. Но если при написании слова извините вы делаете как минимум одну ошибку – это уже определенным образом вас характеризует. Речь радиоведущего должна быть грамотной, а еще лучше – безупречной. И точка. Помните, радио – это средство массовой информации, а значит, влияет на умы и чувства. Осознавайте ответственность.
Эрудиция
Если вам нечего сказать людям – лучше идите работать куда-нибудь в другое место. Ведущий на радио должен быть образованным человеком. Не случайно первым делом вас попросят предъявить диплом о высшем образовании. В крайнем случае, вы должны хотя бы быть студентом вуза. Вы должны много читать, причем, самую разнообразную литературу. Вы должны быть очень интересным человеком.
С вами должно быть увлекательно обсуждать абсолютно любые темы: от способов приготовления яичницы-болтанки до строения Большого Адронного Коллайдера. Ну, ладно - во всяком случае, вы должны хотя бы быть в курсе, для чего нужен Большой Адронный Коллайдер. Кстати, информация – это вообще очень важный момент: вы должны знать обо всех основных событиях и новостях в мире и в стране.
Ч/ю
Под этим сокращением подразумевается, конечно, чувство юмора. Без него и в жизни-то – никак, а уж в радиоэфире – тем более. Но и тут есть свои пунктики. Ваше чувство юмора должно быть как минимум безобидным. То есть, если вы склонны к юмору черному или к тому, что, в основном, ниже пояса – здесь можно процитировать знаменитую фразу: Иногда лучше жевать, чем говорить. Шутить нужно уметь красиво. Павел Воля, кстати, вовсе не эталон. Извините, если расстроила.
Быстрая реакция
Причем, не только умственная, но и мышечная. Вам придется не просто общаться с радиослушателем в эфире, но и одновременно с этим искать нужные песни (слава Богу, теперь это всё делает компьютер, но ведь и кнопки следует нажимать тоже исключительно нужные!), читать сообщения из аськи, пришедшие смс-ки, автоматически их рассортировывать, принимать телефонные звонки, дергать флажки на пульте... Иной раз радиослушатели могут что-нибудь этакое брякнуть, чуть ли не выматериться – и вам придется достойно выходить из неудобного положения. Кстати, брякнуть можете и вы сами.
В общем, все вышеперечисленное – тот кандидатский минимум, который потребуется любому начинающему радио-ди-джею. А теперь поговорим о том, какие первые шаги совершить, чтобы выстроить карьеру радиозвезды.
Начало карьеры
Итак, у вас есть тот самый минимальный набор качеств, которые необходимы для того, чтобы получить работу на радио. Что ж, отлично. Давайте теперь разберемся, с чего следует начать свою карьеру радиоведущего.
Выбрать радиостанцию
То, что будущий ди-джей должен мало-мальски разбираться в музыке – об этом я даже не упоминаю. Это мы держим в уме. Но музыкальные пристрастия у всех разные: кому-то по душе западная попса, кто-то явно тяготеет к року, а многих просто не вставляют песни, которые поются на чужом, иностранном языке.
Конечно, в идеале хочется попасть на такую радиостанцию, которая специализируется именно на твоей любимой музыке. Но начинать можно на любой. За редкими исключениями, разумеется: я, например, вряд ли смогла бы работать на радио формата русский шансон. Ну, не люблю я шансон, ни под каким видом его не переношу. И быть искренней в эфире поэтому мне было бы невероятно сложно.
Попасть на кастинг
Учтите - последние годы ни одна радиостанция не объявляет громко во всех средствах массовой информации о том, что ей, мол, требуются ведущие. Очень редко в эфир попадают люди, что называется, с улицы, то есть, без соответствующего опыта. Но шансы все же есть.
Самый доступный способ – почаще гостить на интернет-сайте любимой радиостанции (у каждого уважающего себя радио сайт в Интернете есть непременно!) и внимательно следить за разделом Вакансии. Там периодически нет-нет да и появляется интересующее вас объявление: Требуются ведущие эфира. Далее следует, как правило, перечень требований к будущей эфирной персоналии и контактная информация.
Естественно, вас попросят прислать резюме. О том, как правильно его составить, существует масса всяческой информации, посему отдельно мы на этом пункте останавливаться не станем. Если вы заинтересуете будущего работодателя, вас непременно пригласят в офис на собеседование.
Показать себя
Вы просто обязаны произвести благоприятное впечатление. Помните, ди-джей – творческая трудовая единица. Поэтому забудьте о строгом костюме-двойке: ваш внешний вид должен быть слегка неформальный. Но именно слегка! Перебарщивать с шириной штанов и количеством карманов на них не стоит, равно как и заковываться в кожаные доспехи с заклепками с ног до головы. Никаких кровавых надписей на майках невиданной длины. Всё должно быть чисто, опрятно, чуть небрежно, но с большим вкусом.
Многие радионачальники, беря на работу ведущих радиоэфира, прикидывают, насколько успешно тот или иной кандидат может представить радиостанцию на различных мероприятиях, концертных площадках и так далее. Да-да: если все сложится благополучно, ваше лицо может появиться на здоровенном рекламном щите где-нибудь рядом с главной магистралью города. Но это так, необязательный, но весьма приятный бонус.
Итак, ваш внешний вид начальство устраивает, и на все вопросы вы, вроде бы, ответили. Теперь вы отправитесь в святая святых любой радиостанции – студию. Нет, пока что не в эфирную, а в ту самую, где трудится важный человек – звукорежиссер. Там вам дадут прочесть в микрофон несколько текстов, дабы оценить тембр и дикцию, возможно, попросят представить несколько песен, как это делают ди-джеи линейного эфира (это когда играет музыка, а ведущий периодически сообщает, что и когда будет звучать далее, шутит, веселится и тому подобное).
Вот тут важно продемонстрировать и знание музыкального материала, и эрудицию, и сдобрить всё вышеперечисленное хорошей шуткой. Собственно, в звукозаписывающей студии вы и сдадите свой самый главный экзамен.
Набраться терпения
После записи вам пожмут руку и вежливо выпроводят, обещая, в случае чего, позвонить. Не думайте, что это всего лишь очередная отмазка и что вы явно провалились. Позвонить вам действительно вполне могут. Другой вопрос – этого никто не сделает очень скоро. Как минимум, вам придется промучиться в неизвестности неделю. Насчет максимума точно не скажу: мне как-то раз, например, позвонили вообще через год после кастинга. Я, кстати, тогда уже работала на другой радиостанции.
Весь фокус в том, что вы наверняка не один (или не одна) хотите получить эту работу. И далеко не одна запись с голосом очередного кандидата хранится в компьютере у звукорежиссера. Так что пока всех не прослушают – решения не примут. На это все же потребуется какое-то время. Но когда раздастся долгожданный звонок, могу поклясться - вы будете до конца жизни хвалить самого себя за смелость, за то, что не побоялись сделать шаг навстречу своей мечте. Вы будете работать на радио. И полюбите эту работу всей душой - это я вам обещаю.
Автор - Анна Тух